Список форумов Севастополь.ws
Севастополь.ws   |   FAQ   |   Правила   |   Поиск   |   Пользователи   |   Регистрация
Личные данные   |   Войти и проверить личные сообщения   |   Вход

Затонувшим кораблям посвящается
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
 
Создать   Ответить на тему    Список форумов Севастополь.ws -> Страницы истории
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
sinewtin
Старшина 2-й статьи
Старшина 2-й статьи




Пришёл: 24.02.2008
Сообщения: 115

Личное сообщение
Профиль      

Прямая ссылка на это сообщение Вт, 17.03.2009, 08:07             цитировать    

Kenguru
Капитан 2-го ранга
Капитан 2-го ранга




Пришёл: 07.09.2004
Сообщения: 1332

Личное сообщение
Профиль      

Прямая ссылка на это сообщение Вт, 17.03.2009, 09:14             цитировать    

sinewtin выложил "очень подробную" карту....
Галахов, как слабо по ней установить и разграбить затонувшее судно.... Без координат GPS вы на точку не попадете просто так будете рыскать в районе неделями и кучу холостых погружений сделаете ... и даже имея точку ЖПС все равно не факт что найдете... Исследование ни есть разграбление, по что подземные объекты больше грабят чиновники своими действиями и бездействиями, нежели случайные грабители
_________________
Вы мне гады еще за Севастополь ответите!!!

х/ф "БРАТ-2"
divingex
Матрос
Матрос




Пришёл: 21.03.2006
Сообщения: 41

Личное сообщение
Профиль      Сайт

Прямая ссылка на это сообщение Вт, 17.03.2009, 10:31             цитировать    

Все правильно, карта схематическая, на ней просто отбразить район примерного местонахождения судна. Например, вот фраза из архива: Координаты поиска объекта на S-W от мыса Херсонес (АР Крым). Но с помощью справочника можно приблизиться к загадке, если что-то нарисовал и нашел, скажем, на большой глубине и очень хочется узнать, что же это.
Так было во время наших походов на мыс Тарханкут. Пока шли на Цесаревич Алексей нырять, по дороге на гл. 48м. нарисовался объект. Рискнули хорошей погодой и проехали по нему несколько раз - точно- подводная лодка. На лодки ныряли уже не один раз, поэтому сомнений быть не могло, рисуется как лодка.
В этот раз нырнуть не получилось, начинался ветер, а план погружений на Цесаревич уже был готов. Поэтому отложили до лучших времен. Но начали работу со справочником и архивом. Вот такая история вышла из этой находки.

В районе мыса Тарханкут и Урет по архивным данным и загадочным картам лежат две лодки: Камбала и Д-4. Если точка Камбалы обозначена, и мы ее уже искали севернее, то наша находка могла быть только Д-4.

Вот так рисуется лодка проект-М на мысе Лукулл



А это глубокая лодка 1-й мировой войны
Kenguru
Капитан 2-го ранга
Капитан 2-го ранга




Пришёл: 07.09.2004
Сообщения: 1332

Личное сообщение
Профиль      

Прямая ссылка на это сообщение Вт, 17.03.2009, 10:38             цитировать    

Есть предложение сделать такую карту схематичную интерактивной при наведении мышкой на объект и клике всплывает информация об объекте
_________________
Вы мне гады еще за Севастополь ответите!!!

х/ф "БРАТ-2"
divingex
Матрос
Матрос




Пришёл: 21.03.2006
Сообщения: 41

Личное сообщение
Профиль      Сайт

Прямая ссылка на это сообщение Вт, 17.03.2009, 11:05             цитировать    

Здорово будет, только я это не умею, если поможете - получится замечательный проект.
Только карту хорошо сделать на основе настоящей гидрографической- фон. Дайте какой нужен размер мы сканируем участки.
С уважением, Наталия Крайнова
divingex
Матрос
Матрос




Пришёл: 21.03.2006
Сообщения: 41

Личное сообщение
Профиль      Сайт

Прямая ссылка на это сообщение Вт, 17.03.2009, 11:19             цитировать    

Героическая Лодка Д4

Боевой путь. - ИСТОЧНИК http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/17-45/d%20I/d-4/d-4.htm

1927 год 14 апреля (25 марта?)
Заложена в Николаеве на заводе им. А. Марти под наименованием "Революционер";

1930 год 21 марта (6 апреля?)
Спущена на воду;

1930 год 30 декабря
Подписан приемный акт. Вступила в строй, получила бортовой № 11;

1931 год 5 января
Вошла в состав Морских сил Черного моря;

1931 год январь
Совершила 2-х суточный ледовый переход в Севастополь;

1931 год 3 февраля
Вступила в строй по приказу РВС;

1931 год 3 февраля
Зачислена в 1-й ДиПЛ Бригады ПЛ;

1933 год 18-21 октября
Визит в Стамбул в составе отряда НК и ПЛ;

1934 год 15 сентября
Получила литерно-цифровое обозначение "Д-4";

1935 год 11 января
Вошла в состав Черноморского Флота;

1938 год декабрь
Встала в капитальный ремонт с модернизацией на завод №201 (г. Севастополь);

1941 год 22 июня
К началу войны находилась в Севастополе, где заканчивала капитальный ремонт. Входила в состав 2-го ДиПЛ 1-ой БПЛ;

1941 год 23 сентября
Вступила в строй;

1941 год 29 сентября - 10 октября
В 14.30 29.9 вышла в дозор в район юго-западнее Севастополя (позиция №2). Встреч с кораблями противника не имела. В 17.47 10.10 вернулась в Севастополь;

1941 год 28 октября - 7 ноября
В 08.21 28.10 вышла в район м. Шаблер (позиция №20). 29.10 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. 5.11 начала возвращение в базу и в 12.15 7.11 прибыла в Севастополь (по ошибке не приняла приказ о возвращении в Поти);

1941 год 9 - 10 ноября
Перешла в Поти;

1941 год 23 - 26 ноября
В 16.00 23.11 вышла для обстрела войск противника в районе Ялты. В 18.30-18.40 25.11 с д=54 каб. обстреляла город, выпустив 42 100-мм снаряда. Из-за частых осечек, начавшихся после 40 выстрела (орудие имело заводской брак) прекратила обстрел и погрузилась. В 00.30 26.11 прибыла в Севастополь;

1941 год 29 ноября - 11 декабря
В 19.20 29.11 вышла в район м. Шаблер (позиция №20). В 06.00 1.12 прибыла на позицию. В 09.14 произвела торпедную атаку румынского КОН (1 ТР, 2 ЭМ) северо-восточнее м. Шаблер (ТР 6000 т, атака=нодв/пр/3 (торпеды 45-36), д=6 каб., через 1 мин услышаны 2 взрыва с интервалом в 3 сек. - безуспешно атакован румынский ТР "Карпати"). В 09.19-12.22 румынские ЭМ "Р. Фердинанд" и "Р. Мария" сбросили на ПЛ 36 глб. На ПЛ вышло из строя несколько предохранителей, было выбито несколько рубильников и автоматов. В 19.00 8.12 начала возвращение в базу и в 13.00 11.12 прибыла в Поти;

1942 год 14 - 27 января
В 11.00 14.1 вышла в район восточнее м. Эмине (позиция №2Cool. В 5 ч 17.1 прибыла на позицию. В течение всего похода штормовала в восточной части позиции, всплывала под перископ с интервалом в 4 ч. Встреч с кораблями противника не имела. В 19.00 24.1 по приказу командира БПЛ начала возвращение в базу и в 16 ч 27.1 прибыла в Поти;

1942 год 9 - 23 марта
В 03.20 9.3 вышла в район восточнее м. Эмине (позиция №36). В 4 ч 12.3 прибыла на позицию. Во время шторма (значения крена достигали 40°) из 15 баков АБ частично вылился электролит - сопротивление АБ упало до нуля. Встреч с кораблями противника не имела. В 0 ч 20.3 начала возвращение в базу, в 10 ч 22.3 прибыла в Поти;

1942 год 5 - 6 мая
5-6.5 перешла в Новороссийск, откуда принимала участие в снабжении Севастополя;

1942 год 7 - 11 мая
Транспортный рейс в Севастополь. Вышла из Новороссийска в 16.37 7.5, прибыла в Севастополь в 03.17 9.5. Перевезла 50,6 т продовольствия. Вышла из Севастополя в 21.20 9.5, прибыла в Новороссийск в 13.30 11.5;

1942 год 13 - 21 мая
Транспортный рейс в Севастополь. Вышла из Новороссийска в 16.52 13.5, прибыла в Севастополь в 20.00 17.5. Перевезла 56 т продовольствия. Вышла из Севастополя в 06.38 19.5, прибыла в Новороссийск в 14.05 21.5;

1942 год 23 - 28 мая
Транспортный рейс в Севастополь. Вышла из Новороссийска в 19.56 23.5, прибыла в Севастополь в 01.00 26.5. Перевезла 26,7 т продовольствия и 35 т боеприпасов. Вышла из Севастополя в 01.00 26.5, прибыла в Новороссийск в 06.30 28.5. Днем 27.5 в районе м. Айтодор была атакована германскими СКА, сбросившими 9 глб;

1942 год 29 мая - 4 июня
Транспортный рейс в Севастополь. Вышла из Новороссийска в 16.30 29.5, прибыла в Севастополь в 01.15 1.6. В 20.35 29.5 в районе м. Утриш атакована гидроторпедоносцем противника, от которого уклонилась погружением. В 05.30 30.5 южнее Керченского пролива атакована самолетом типа Ju-87, от которого уклонилась срочным погружением. Днем 31.5 у м. Херсонес атакована самолетом, сбросившим по корме 5 бомб. Перевезла 15 т продовольствия и 45 т боеприрасов. Вышла из Севастополя в 03.55 2.6, прибыла в Новороссийск в 07.00 4.6. В 18.08-20.00 2.6 подверглась преследованию нескольких СКА, сбросивших на лодку 22 глб.;

1942 год 5 - 11 июня
Транспортный рейс в Севастополь. Вышла из Новороссийска в 16.10 5.6, прибыла в Севастополь в 01.30 8.6. Днем 6.6 ум. Айтодор на лодку в подводном положении сброшено 10 авиабомб. Перевезла 3,5 т продовольствия и 43 т боеприрасов. Вышла из Севастополя в 03.37 9.6, прибыла в Новороссийск в 09.55 11.6. Утром 10.6 на протяжении 4 ч преследовалась СКА, сбросившими 15 глб. За все походы эвакуировала из Севастополя 78 человек;

1942 год 11 - 12 июня
Перешла в Поти;

1942 год 27 - 28 июня
Перешла в Новороссийск;

1942 год 29 июня - 5 июля
Транспортный рейс в Севастополь. Вышла из Новороссийска в 18.15 29.6 с 5,3 т продовольствия, 44 т боеприпасов и 0,9 т других грузов. В течение дня 1.7 в районе м. Херсонес неоднократно атаковывалась СКА и самолетами противника (вблизи ПЛ насчитано 506 взрывов бомб). В 07.19-11 ч 3.7 в подходной точке фарватера №3 Севастополя атакована итальянскими ТКА "МАS 570", "МАS 571", "МАS 573". После погружения подверглась преследованию, в ходе которого сброшено 95 глб. Не разгрузившись начала возвращение в базу. Прибыла в Новороссийск в 08.20 5.7;

1942 год 6 - 7 июля
Перешла в Поти;

1942 год 6 - 22 августа
В 05.00 6.8 вышла в район м. Куру-бурну (позиция №37). 9-19.8 патрулировала на позиции. Встреч с кораблями противника не имела. В 06.30 22.8 прибыла в Поти;

1942 год 10 августа
Перечислена в состав 1-го ДиПЛ БПЛ;

1942 год 25 августа
Перешла в Батуми;

1942 год 7 сентября
Перешла в Поти, где с серидины сентября начала текущий ремонт;

1943 год 6 февраля
Вступила в строй;

1943 год 14 февраля - 5 марта
В 18.00 14.2 вышла в район севернее м. Тарханкут (позиция №53). В 07.00 18.2 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. В 21.00 28.2 начала возвращение в базу и в 07.45 5.3 в Поти;

1943 год 23 марта - 12 апреля
В 19.15 23.3 вышла в район юго-восточнее м. Тарханкут (позиция №73). В 23.00 27.3 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. В 22.00 7.4 начала возвращение в базу и в 06.00 12.4 прибыла и Поти;

1943 год 22 мая - 11 июня
В 20.33 22.5 вышла в район м. Тарханкут (позиция №82/82-а). Днем 25.5 у южного берега Крыма обнаружила КОН БДБ, однако атака на него сорвалась из-за неправильного маневрирования. В 00.00 27.5.прибыла на позицию. В 16.15 1.6 произвела торпедную атаку КОН (1 ТН, 2 ЭМ, 2 СКА) в точке 45°05' с.ш./32°51° в.д. (ЭМ, атака=подв/ви/4, д=7 каб., через 59 и 65 сек услышаны 2 взрыва - торпеды со взрывателями НВС взорвались не дойдя до румынского ЭМ "Марашти"). Контратакована ЭМ, сбросившим 14 глб. В результате близких разрывов нарушилась герметичность швов топливных цистерн. В 19.22 ПЛ атаковала этот же КОП повторно (ТН 2000 т, атака=подв/ви/2, д=3 каб., через 27 сек услышан взрыв - безуспешно атакован итальянский ТН "Селено"). Показавшаяся из воды рубка ПЛ обстреляна артиллерийско-пулеметным огнем с ЭМ (в двух местах прострелен зенитный перископ), затем лодка атакована 2 глб. В 20.19 командир в перископ наблюдал ТН с дифферентом на корму и креном на левый борт, в 20.48 - гибель ТН. Утром 8.6 не смогла атаковать КОН из-за большого КУ. В 22.00 начала возвращение в базу и в 10.00 11.6 прибыла в Поти;

1943 год 3 - 28 августа
В 20.21 3.8 вышла в район м. Тарханкут (позиция №82). В 04.00 8.8 прибыла на позицию. Утром 10.8 обнаружила 2 ЭМ, идущих курсом на ПЛ, от которых уклонилась погружением. В 20.19 произвела торпедную атаку КОН (2 ТР, 1 ЭМ, 2 ТЩ, 5 СКА) в точке 45°03' с.ш./ 32°48,9' в.д. (ТР 6-7000 т, атака=подв/ви/4, д=12 каб., через 125, 145 и 165 сек услышаны взрывы - безуспешно атакован германский ТР "Бой Федерсен" ("Boy Feddersen", 6.689 брт, бывший советский ТР "Харьков"). Одновременно в 20.22 ТР "Бой Федерсен" был атакован 3 торпедоносцами Ил-4 5-го гмтап ВВС ЧФ, добившимися одного торпедного попадания в кормовую часть судна с левого борта ("Д-4" выпускала торпеды в правый борт судна). Тяжело поврежденный ТР был атакован 2 бомбардировщиками А-20 36-го мтап, безрезультатно сбросившими 8 авиабомб (их взрывы в 20.32 были зафиксированы на "Д-4", как взрывы глубинных бомб). Утром 11.8 судно затонуло.). Днем 11.8 не смогла атаковать ЭМ из-за большого КУ. Вечером, из-за помех со стороны сильного охранения, сорвалась атака на КОН. В 08.46 20.8 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 1 ЭМ, 3 СКА) в точке 45°12,4' с.ш./32°53,6' в.д. (ТР 3000 т, атака=подв/ви/2, д=5 каб., услышан взрыв, гибель ТР наблюдалась в перископ - потоплен болгарский ТР "Варна", 2141 брт, перевозил боеприпасы, +3). СКА противника сбросил на большом удалении от ПЛ 7 глб. В 22.00 23.8 начала возвращение в базу и в 04.40 28.8 прибыла в Поти;

1943 год 11 ноября - декабрь
Последний боевой поход. В 18.35 11.11 вышла в район м. Тарханкут - Евпатория (позиция №94). Утром 14.11 прибыла на позицию. В 03.00 15.11 при попытке атаковать КОН (2 ТР, 1 ЭМ, 2 СКА; на самом деле ПЛ обнаружила группу боевых кораблей противника, шедшую для постановки минного заграждения S-50) обнаружена и подверглась безрезультатному преследованию. В 06.00 17.11 не смогла атаковать КОН (2 БДБ, 1 ЭМ или ММ) из-за большого КУ. Около 10.00 произвела торпедную атаку КОН (2 ТР, 2 ММ, 1 ТЩ) западнее Севастополя (ТР 4000 т, атака= подв/вр/4, д=3 каб., по донесению ТР поврежден - безуспешно атакован германский КОН, включавший ТР "Данубиус" и "КТ 25"). В 05.41 18.11 произвела торпедную атаку КОН (3 БДБ) юго-западнее м. Тарханкут (БДБ, атака=подв/?/?, д=? каб., промах по десантной барже №566 - зарубежных данных нет). В 03.18 19.11 не смогла атаковать КОН (1 ТР, 3 СКА) из-за большого КУ. В 09.12 22.11 обнаружила отряд кораблей противника (1 КЛ, 1 ТЩ), однако при попытке выйти в атаку обнаружена противником - командир от атаки отказался. В некоторых источниках указывается, что 23.11 в районе Евпатории ПЛ отправила на дно транспорт "Santa Fe" в 4.627 брт. Вечером 30.11 донесла о интенсивном движении транспортных самолетов противника в районе м. Тарханкут. В 15.53-16.02 1.12 командир "Щ-209" видел рубку ПЛ, принадлежащую "Д-4". В дальнейшем ПЛ на связь не выходила и в базу не прибыла. По приказу должна была оставить позицию утром 8.12. Причины гибели: подрыв на мине германских заграждений S-47 или S-50, подрыв на плавающей мине, сорванной с заграждений S-46, S-47 или S-50, отказ техники или ошибка личного состава, а также атака сил ПЛО 2.12 (в 11.55 в квадрате, ограниченном параллелями 45°10' с.ш. и 45°15' с.ш. и меридианами 32°30' в.д. и 32°40' в.д. германская группа БО атаковала ПЛ, после чего наблюдала масляное пятно). Версия потопления "Д-4" в результате атаки германских БО "Uj 102", "Uj 103", "Uj 307", "Uj 2305" и "Uj 2308" в 10.15-13.00 4.12 в квадрате LQ-2660 не соответствует истине, поскольку данная атака была произведена против "Щ-209" На ПЛ погибло 53 члена экипажа;

ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭКИПАЖ- я не хочу давать ссылку на этих ребят, поэтому спиок опубликую вместе с фотографими лодки.

1943 год 29 декабря
Исключена из боевого состава ВМФ

Внимание! Выделены корабли немецкого конвоя - место их гибели может приоткрыть тайну последнего боевого дежурства Д4.
divingex
Матрос
Матрос




Пришёл: 21.03.2006
Сообщения: 41

Личное сообщение
Профиль      Сайт

Прямая ссылка на это сообщение Вт, 17.03.2009, 11:44             цитировать    

Экипаж Д-4
Погиб 04.12.1943г. при ведении боевых действий.
(53 человека)

Вечная память подводникам, погибшим при исполнении служебного долга перед Родиной!

1. Трофимов Иван Яковлевич, 1912 г.р., командир ПЛ, кап.-лей-т
2. Быстров Алексей Матвеевич, 1909 г.р., дубл.к-pa ПЛ
3. Митрофанов Петр Васильевич, 1914 г.р., пом. к-ра ПЛ
4. Кичко Петр Дмитриевич, 1913 г.р., к-р БЧ-1
5. Долгоруков Сергей Степанович, 1918 г.р., к-р БЧ-3
6. Фаермарк Моисей Ефимович, 1911 г.р., к-р БЧ-5
7. Богатырчук Алексей Иванович, 1918 г.р., дуб.к-ра БЧ-3
8. Свистун Федор Максимович, 1914 г.р., к-р гр.движ.
9. Мурзин Яков Федорович, 1907 г.р., ст.фельдшер
10. Литвинюк Иван Григорьевич, 1911 г.р., ст.гр.рулев.
11. Волков Григорий Константинович, 1917 г.р., к-р.отд.рул.
12. Бугаев Григорий Константинович, 1912 г.р., ст.гр.торп.
13. Балкирев Алексей Иванович, 1921 г.р., кр.отд.торп.
14. Левин Сергей Николаевич, 1911 г.р., кр.отд.артил.
15. Ревенюк Матвей Николаевич, 1915 г.р.,кр.отд.торп.
16. Макуха Даниил Митрофанович, 1915 г.р.,ст.гр.мотор.
17. Сидоров Вениамин Иванович, 1920 г.р., кр.отд.торп.
18. Тартышников Константин Константинович, 1916 г.р ст.гр.радист.
19. Чесноков Николай Карпович, 1918 г.р., кр.отд. г/акуст.
20. Козлов Михаил Иванович, 1919 г.р.,ст.рулевой
21. Кравец Василий Степанович, 1921 г.р., рулевой
22. Фридман Яков Михайлович, 1922 г.р., ст.комендор
23. Кочергин Яков Иванович, 1915 г.р., торпедист
24. Магомедов Абдул Мимулатович, 1915 г.р. торпедист.
25. Иванов Иван Степанович, 1923 г.р., радист
26. Трапезников Константин Владимирович, 1921 г.р., кр.отд.СКС
27. Ярыга Василий Иванович, 1915 г.р., к-р отд. мотор.
28. Роман Сергей Дмитриевич, 1919 г.р., ст.моторист
29. Шевченко Константин Митрофанович, 1919 г.р., ст.моторист
30. Калмыков Евгений Антонович, 1919 г.р., ст.моторист
31. Лобачев Сергей Васильевич, 1919 г.р., ст.моторист
32. Дмитриенко Василий Васильевич, 1920 г.р., ст.моторист
33. Сиротенко Алексей Митрофанович, 1920 г.р., моторист
34. Арпатов Сергей Кириллович, 1921 г.р., моторист
35. Курлычкин Иван Петрович, 1924 г.р., моторист
36. Лещенко Михаил Ильич, 1915 г.р., ст.гр.электр.
37. Гонченко Алексей Порфирьевич, 1920 г.р.,к-р отд.электр.
38. Гурин Петр Васильевич, 1915 г.р., ст.электрик
39. Головко Михаил Иванович, 1922 г.р., ст.электрик
40. Алахвердов Алим Оглы, 1923 г.р., электрик
41. Морозов Петр Степанович, 1920 г.р., электрик
42. Котов Георгий Петрович, 1904 г.р., .гр.трюм.
43. Дворцов Иван Никитович, 1917 г.р., к-р отд.трюм.
44. Бабков Александр Григорьевич, 1919 г.р., ст.трюмный
45. Меркулов Михаил Панкратович, 1920 г.р., ст.трюмный
46. Зомка Александр Андреевич, 1921 г.р., трюмный
47. Коростылев Михаил Сергеевич, 1919 г.р., трюмный
48. Близняков Григорий Васильевич, 1920 г.р., кок
49. Шломенко Григорий Карпович, 1920 г.p., строевой
50. Атаев Асан Еремович, 1924r.p., рулевой
51. Корякин Аркадий Иванович, 1924 г.р., комендор
52. Кириленко Григорий Федотович, 1915 г.р., ст.рулевой
53. Васильев Александр Федорович, 1915 г.р., ст.моторист

Список экипажа публикован на сайте: http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/memory/d-4.htm

Д4



Источник: http://hurley.narod.ru/BOATS/d4.htm
ak_76
Старшина 1-й статьи
Старшина 1-й статьи



Возраст: 47
Пришёл: 21.12.2006
Сообщения: 169
Откуда: Севастополь-Москва
Личное сообщение
Профиль      

Прямая ссылка на это сообщение Вт, 17.03.2009, 12:03             цитировать    

divingex спасибо за Д4. Волнительно. А вы не могли бы пояснить где на приборе лодка "прорисовалась". А то я смотрел-смотрел так и не понял... Embarassed
_________________
Геройство побеждает храбрость, терпение — скорость, рассудок — ум, труд — лень, история — газеты...
А.В. Суворов
Kenguru
Капитан 2-го ранга
Капитан 2-го ранга




Пришёл: 07.09.2004
Сообщения: 1332

Личное сообщение
Профиль      

Прямая ссылка на это сообщение Вт, 17.03.2009, 12:35             цитировать    

На "Санта фе" был лично участвовал в подъеме одного из самоходных орудий "Штуг-3" именно оно стоит теперь в Стрелецкой, потому как В.В. Панько обманом им завладел - кАзел))))))... зрелище завораживающее глубина понты 24 метра в среднем и рядом ошметки от охотника ЮДжи 102
_________________
Вы мне гады еще за Севастополь ответите!!!

х/ф "БРАТ-2"
divingex
Матрос
Матрос




Пришёл: 21.03.2006
Сообщения: 41

Личное сообщение
Профиль      Сайт

Прямая ссылка на это сообщение Вт, 17.03.2009, 02:58             цитировать    



Но лодки там нет. Мы провели экспедицию в этот район - мыса Урет. Это уникальное дно, на нем действительно лежит лодка, только каменная - скала в виде лежащей ни киле лодки, поэтому эхолот и дал такой рисунок. История продолжается.
divingex
Матрос
Матрос




Пришёл: 21.03.2006
Сообщения: 41

Личное сообщение
Профиль      Сайт

Прямая ссылка на это сообщение Вт, 17.03.2009, 03:10             цитировать    

Загадка гибели "Santa-Fe" и охотника Uj-102

"Santa-Fe"


Охотник на подводными лодками Uj-102


Фотографии Александра Ёлкина - www.wreck.ru


Последний раз редактировалось: divingex (Вт, 17.03.2009, 08:41), всего редактировалось 3 раз(а)
divingex
Матрос
Матрос




Пришёл: 21.03.2006
Сообщения: 41

Личное сообщение
Профиль      Сайт

Прямая ссылка на это сообщение Вт, 17.03.2009, 03:12             цитировать    

Загадка гибели охотника Uj-102
Скробач А. В., кандидат физико-математических наук, Санкт-Питербург, Е-mail: idea_russia@mail.ru

За всю свою недолгую службу корабль противолодочной обороны Uj-102 не сумел совершить ничего выдающегося. Однако, погибнув, он стал кораблем во многом уникальным. Во-первых, это самый крупный немецкий боевой корабль, затонувший на Черном море во время активных боевых действий 1941-1944 годов и покоящийся на дне морском в настоящее время. Во-вторых, на Черном море это единственный достаточно крупный немецкий боевой корабль, погибший вместе со всем экипажем. В-третьих, среди всех немецких «черноморцев», именно этот погиб, пожалуй, при самых загадочных обстоятельствах. Более того, наиболее распространенные версии его гибели иначе, как экзотическими, не назовешь, а само событие окутано таким туманом предположений, догадок, и домыслов, что сразу разобраться где, правда, а где нет, весьма затруднительно.
Но это еще не все. Охотник затонул практически там же, где тремя неделями ранее, при невыясненных до конца обстоятельствах, погиб транспорт "Санта Фе". Это сразу связало гибель обоих судов в единый клубок загадок и вопросов, окончательных ответов на которые, нет до сих пор.
Со временем, вокруг этих событий возникла густая атмосфера таинственности, и закрутилась целая спираль слухов, фантастических версий и предположений, одно смелее другого. Здесь и новейшие истребители танков в составе груза транспорта. Здесь и секретное оружие Гитлера на борту "Сан-та Фе", перевозимое зачем-то в осажденный Крым. Здесь и шныряющие тут и там советские подводные лодки, со стаями диверсантов на борту, только и думающих о том, как бы все это добро утащить прямо из под носа у немцев. Правда, непонятно как? Вероятно, волоком, по дну. Дошло даже до того, что некоторые авторы совершенно на полном серьезе утверждают, что в декабре 1943 года у берегов Евпатории имело место нечто вроде мини атомного взрыва, и именно это и погубило несчастный Uj-102. Вот так. Не больше, не меньше.
Однако при ближайшем рассмотрении многие из этих версий показывают свою явную несостоятельность, другие - просто трещат по швам. Становится очевидным, что необходимо тщательно разобраться со всеми вопроса-ми и попытаться беспристрастно восстановить картину произошедших событий с максимально возможной точностью и достоверностью. Требуется подробный анализ всех имеющихся данных и всей относящейся к делу информации. Только так в этой истории можно отделить возможное от невозможного и вероятное от невероятного.
Именно такая попытка и представлена на суд читателей в данной статье. Итак, по порядку.
Корабль противолодочной обороны Uj-102 являлся одним из наиболее крупных боевых кораблей, которыми в 1941-1944 годах располагала фашистская Германия на Черном и Азовском морях. Он был построен в 1943 году на Николаевской верфи по проекту малого военного транспорта типа КТ, и имел следующие технические характеристики: тоннаж - 834 брт., длина – 67,5 м, ширина - 11м, осадка – 3,1м, мощность дизельной двухвальной ГЭУ - 2400 л.с., скорость – 14,5 узла. Вооружение первоначально включало: 2?75 мм, 1?37мм и 2?20мм. орудия. Корабль был переоборудован в охотник за подводными лодками в том же 1943 году, на той же самой судоверфи.

Организационно он входил в 1-ю флотилию противолодочных кораблей и вместе с однотипным охотником Uj-103 и тремя охотниками типа KFK - UJ-307, UJ-2305 и UJ-2308, составлял противолодочную группу UG44.
Погиб Uj-102 15 декабря 1943 года в районе Евпатории вместе со всем экипажем из 53 человек по неизвестной причине.

В 1975 году в районе южнее Евпаторийского маяка на глубинах около 20 метров, были обнаружены несколько подводных объектов. При дальнейшем осмотре один из них был идентифицирован, как Uj-102, а остальные, как остатки разорванного на части транспорта «Санта Фе», погибшего 23 ноября 1943 года также по неустановленной причине.
Этот грузопассажирский пароход был спущен на воду в 1921 году под названием "Стиегервальд". В 1936 году он был взят во фрахт, и в том же году был куплен немецкой судоходной компанией Hamburg South American Line. В 1937 пароход был переименован в "Санта Фе (2)". В 1939 году корабль был захвачен французами и до 1940-го года использовался ими под названием "Сант Андре". После капитуляции Франции, транспорт опять вернулся к немцам и до самой своей гибели ходил под именем "Санта Фе". Корабль имел следующие технические характеристики: вместимость - 4627 брт., длина: - 126,3 м., ширина - 15,4 м., осадка - 8,2 м., мощность машин - 2850 л. с., скорость - 12 уз., пассажирских мест – 45.
Координаты обнаруженных остатков Uj-102: N45°06,245'/E33?16,482', а обломков транспорта «Санта Фе»: N45?06,225'/E33° 16,58'. Таким образом, охотник лежит на расстоянии всего 250 м от обломков транспорта.
Сейчас и Uj-102, и «Санта Фе» в силу своей доступности, являются популярными подводными достопримечательностями, и регулярно посещаются дайверами. Вот как выглядит стандартное описание этих объектов, взятое с сайта киевского дайвинг клуба «Аратта»: «Uj-102 стоит на ровном киле, на глубине 20 метров…в левом борту - аккуратная прямоугольная пробоина величиной практически во всю высоту борта и длиной метров 15... четко виден разлом корпуса ближе к корме, послуживший причиной затопления судна…. носовой трюм заилен достаточно сильно, ранее использовался под столовую, и его можно посетить… на корме стоит пушка калибра 88 мм, ствол задран вверх…через небольшие пробоины в носовой части левого трюма видны остатки боезапаса… корабль очень интересен и даже красив… «Santa-Fe» находится в 2,5 км от координат, указанных в источниках… корпус судна основательно разрушен, повсюду торчат фрагменты шпангоутов, куски обшивки…оторванная корма находится чуть поодаль… кое-где виднеются остатки штурмовых орудий…глубина 21 метр, возвышение над грунтом 10 метров».
Из этого описания можно сделать вывод о том, что, во-первых, корпус охотника после его обнаружения подвергся довольно интенсивному внешнему воздействию, а, во-вторых, внутренний взрыв из возможных причин гибели корабля можно сразу исключить. Детонации артпогребов или глубинных бомб на борту судна не было. Охотник Uj-102 явно погиб от мощного подводного взрыва, и именно на этом пути и надо искать разгадку тайны его гибели.







Последний раз редактировалось: divingex (Вт, 17.03.2009, 08:33), всего редактировалось 1 раз
divingex
Матрос
Матрос




Пришёл: 21.03.2006
Сообщения: 41

Личное сообщение
Профиль      Сайт

Прямая ссылка на это сообщение Вт, 17.03.2009, 03:21             цитировать    

Транспорт «Санта Фе»

Сразу отметим, что существуют две основные версии причин гибели Uj-102, и обе они напрямую связывают гибель охотника с транспортом «Санта Фе», который сам погиб по невыясненной причине, и о гибели которого, также существует несколько различных версий. Поэтому, по логике вещей, начинать надо именно с «Санта Фе». Для этого сначала надо восстановить картину того, что происходило в этом районе Черного моря в месяцы, предшествующие трагедии.
А события развивались следующим образом. 10 июля 1943 года в 21.22ч из Поти вышла в свой 23-й с начала войны поход подводная лодка Д-4. Ей предстояло действовать в районе мыса Тарханкут на позиции №82-а.
В 16.35-17.12ч 18 июля 1943 года Д-4 выставила минное заграждение 1/35 в 2-3,5 милях южнее м. Евпаторийский между точками с координатами N45°07,5'/E33°18,4' в.д. и N45°05,3'/E33°15,8' в.д. Все 20 мин ПЛТ были выставлены пятью банками на постоянном курсе, расстояние между банками было 5 каб., минный интервал - 55 м., углубление - 2,4 м.
28 - 29 июля 1943 года в районе этого заграждения подорвалась германской баржи "EL.74 (73)" (дедвейт 139 т.), и маловероятно, но возможно, румынская баржа "CNR-1468", дедвейт 1332 т, однако, точной информации о подрыве этого судна нет. Вероятнее всего, подорвалась только немецкая баржа, по крайней мере, о ее гибели напрямую указывают современные немецкие источники. Правда, к настоящему времени остов ее на дне не обнаружен.
Тем не менее, в течение 29-31 июля в районе заграждения германские МТЩ обнаружили и уничтожили 16 мин. Таким образом, из всего заграждения осталось как минимум две мины.
Ранним утром 23 ноября 1943 года в районе мыса Евпаторийский появились корабли и суда конвоя «Wotan», следовавшего из Констанцы в Севастополь. Транспорт «Санта Фе» и транспорт «Lola» следовали в составе этого конвоя, в охранении эсминца «Marasti», , минного заградителя «Admiral Murgescu» и моторных тральщиков R-165, R-197, R-209. На борту транспорта находилось 1278 тонн разнообразных военных грузов, однако, существуют различные точки зрения по поводу того, что же конкретно это было. Вот как выглядят три основные версии загрузки транспорта:
-12 САУ, 100 морских мин и боеприпасы, тип которых не уточняется;
-12 штурмовых орудий StuG III, 2 «ягдпанцера» боеприпасы, авиабомбы, бензин в бочках и т.п.;
-дивизион штурмовых самоходных орудий, две противотанковых пушки, авиабомбы, бензин в бочках, ракетные заряды и нейтралин, кроме того, на судно было загружено 100 мин, правда, неизвестно каких именно. Что касается «нейтралина», то авторы последней версии считают, что это «осветительные снаряды калибром 150 или 210 мм белого (или "нейтрального", если дословно переводить с немецкого) цвета».
Далее, случилось следующее: в 05 ч. 47 мин. в районе носового трюма транспорта произошел взрыв, начался пожар, и в 06 ч. 36 мин. последовал внутренний взрыв. Судно переломилось на две части и в 06 ч. 43 мин. затонуло. Погибло 28 человек (из них 22 из состава экипажей штурмовых орудий), еще 16 человек (по другим источникам 11 человек) пропало без вести. Спасено – 78 человек, в том числе, 11 тяжелораненых.
О причинах гибели судна до сих пор нет единого мнения. Основными версиями являются следующие предположения:
- торпедная атака советской подводной лодки Д-4;
- внутренний взрыв;
- подрыв на плавающей мине;
- подрыв на оставшихся минах Д-4.

StuG III на дне
Фото Клуба Альфа

На берегу


На дне
Фото Сергея Глущенко

На берегу


Последний раз редактировалось: divingex (Вт, 17.03.2009, 08:43), всего редактировалось 1 раз
divingex
Матрос
Матрос




Пришёл: 21.03.2006
Сообщения: 41

Личное сообщение
Профиль      Сайт

Прямая ссылка на это сообщение Вт, 17.03.2009, 03:38             цитировать    

Рассмотрим эти версии по порядку.

Итак, версия первая - атака подводной лодки Д-4.

Первое сообщение о подрыве транспорта, было получено немецким командованием в 05 ч. 50 мин., то есть, буквально через три минуты после события. Это была радиограмма следующего содержания: «Конвой "Санта Фе" торпедирован, судно горит». Отправлена она была с борта немецкого гидросамолета, находившегося над конвоем, и осуществлявшего противолодочное патрулирование прилегающей акватории. Казалось бы, это вполне достоверное свидетельство в пользу победы наших подводников. Действительно, самолет постоянно находился над кораблями, и в его прямую обязанность входило визуальное обнаружение подводных лодок и следов выпущенных ими торпед. Следовательно, если немецкие летчики в своей радиограмме напрямую указали, что транспорт был именно торпедирован, значит, у них для этого имелись вполне определенные основания. Кроме того, отправляя именно такое сообщение, они признавали и свою, пусть и косвенную, но все же, вину за провал противолодочной обороны конвоя. Действительно, ведь они не смогли вовремя обнаружить подводную лодку, не предупредили конвой о приближающихся торпедах, то есть, не выполнили свои прямые обязанности. В результате, крупное транспортное судно вместе с ценным грузом было утрачено. Таким образом, немецкие пилоты не могли просто ошибиться, или использовать не тот оборот речи. Вероятно, они докладывали именно то, в чем на данный момент были уверены, и более того, полагали, что их доклад, в дальнейшем, будет подтвержден и экипажами кораблей конвоя.
Доклад моряков последовал только через 45 минут после доклада летчиков. В 06 ч. 35 мин с флагманского корабля конвоя румынского эсминца «Marasti» была передана радиограмма: «Подрыв носом "Санта Фе", судно горит в Qu. 3675». Отметим, что здесь речь идет только о подрыве судна, и ничего не говорится о его возможном торпедировании. И хотя, какая либо иная причина взрыва судна в этой радиограмме прямо не указывается, сам термин «подрыв» обычно используется в случае гибели или повреждения корабля на минах.
К сожалению, корпус транспорта "Санта Фе" к настоящему времени практически полностью разрушен. Поэтому определить, что же конкретно явилось причиной его гибели – торпеда или мина, путем непосредственного осмотра не представляется возможным. Остается только предположить, что, либо утренние сумерки сыграли с немецкими пилотами злую шутку, либо моряки, а именно они должны были обеспечить противолодочную оборону конвоя, решили таким образом снять с себя ответственность за потерю судна. Наверняка, полную ясность в этой истории могли бы внести окончательные рапорты капитана "Санта Фе", пилотов гидросамолета и командира конвоя, если, конечно, они сохранились.
В этой связи, весьма интересными являются данные западных источников. Например, на англоязычном сайте www. theshipslist.com приводится достаточно подробная информация о судьбе большого количества транспортных судов, принадлежавших различным судоходным компаниям. Имеется данные и о судах Hamburg South American Line. Согласно этим данным, судьба транспорта "Санта Фе", в буквальном переводе, сложилась следующим образом: «23 ноября 1943 года торпедирован и потоплен русской подводной лодкой на Черном море». На немецком сайте www. wlb-stuttgart.de приведена ежемесячная хроника борьбы на различных морских театрах Второй мировой войны, начиная с сентября 1939 года и кончая маем 1945. В разделе «1943 год. Ноябрь» приводится следующая информация: транспорт "Санта Фе" по-топлен подводной лодкой Д-4. Таким образом, современные западные источники, в общем, признают победу нашей подводной лодки.
Однако, как это не парадоксально, но известные на данный момент документы советской стороны, версию о потоплении транспорта "Санта Фе" подводной лодкой Д-4 не подтверждают.
Согласно имеющейся информации, Д-4, находилась на позиции в районе м. Тарханкут - Евпатория (позиция №94) с утра 14 ноября. Известно, что утром 17 ноября она безуспешно атаковала германский конвой, включавший транспорты "Данубиус" и "КТ 25", а ранним утром следующих суток произвела торпедную атаку конвоя БДБ юго-западнее мыса Тарханкут, причем эта последняя атака противником замечена не была. После чего, Д-4 обнаруживала вражеские корабли в начале суток 18 ноября и утром 22 ноября, но в атаку не выходила. Вечером 30.11 лодка передала донесение, в котором не было никакой информации об атаке 23 ноября. Днем 1 декабря 1943 года командир подводной лодки "Щ-209" видел рубку ПЛ, принадлежащую "Д-4". В дальнейшем Д-4 на связь не выходила и на базу не вернулась.
Таким образом, только отсутствие данных о выходе в атаку 23 ноября 1943 не дает возможности признать уничтожение транспорта "Санта Фе" победой советской подводной лодки Д-4. В этой связи, требуется отметить, что советские архивные документы все же требуют дальнейшего изучения. Например, не ясно выходила ли Д-4 на связь в период с 23 и 29 ноября включительно. А если выходила, то, какое было содержание радиограмм? Ведь может быть так, что сообщение об атаке 23 ноября содержалось в другом, более раннем сообщении лодки, и именно поэтому в радиограмме от 30 числа об этой атаке уже ничего не говорилось, а говорилось об интенсивном воздушном движении транспортных самолетов противника в районе мыса Тарханкут.
Однако, исходя из имеющейся на данный момент информации, все же, следует признать, что версия о потоплении транспорта «Санта Фе» подводной лодкой Д-4, пока своего окончательного подтверждения не находит.
divingex
Матрос
Матрос




Пришёл: 21.03.2006
Сообщения: 41

Личное сообщение
Профиль      Сайт

Прямая ссылка на это сообщение Вт, 17.03.2009, 08:58             цитировать    

Версия вторая – внутренний взрыв.

Это наиболее глубоко развитая версия гибели транспорта, и поэтому у нее существует несколько разновидностей. Главной проблемой в этой версии является первоначальная причина внутреннего взрыва. В различных вариациях этой версии проблему эту решают по-разному. Одни авторы в качестве такой причины называют действия подпольщиков, другие авторы поступают совсем просто: «груз был взрывоопасный, значит было чему взрываться», третьи же, в качестве причины называют следующее: транспорт, якобы, кроме всего прочего, вез трофейные, советские реактивные снаряды, снаряженные, белым фосфором, и с ними, в силу свойств их начинки, могло произойти что угодно, в том числе, и внезапная детонация, с которой все и началось.
Что касается деятельности подпольщиков, то конечно сейчас ничего достоверно утверждать нельзя. Все могло быть. Однако хочется отметить, что, следуя такой логике, значительное число кораблей и судов фашистского блока, погибших в годы Великой отечественной войны, можно попытаться отнести к результатам деятельности подпольщиков либо диверсантов. Однако фактически принято считать, что в зоне действия советского ВМФ, имели место только два случая, когда причиной гибели вражеских судов являлись диверсия или саботаж. Первый из них имел место 14 сентября 1941 года, когда в результате саботажа на верфи Хельсинки были уничтожены немецкие моторные тральщики R 60, R-61, R-63 (все по 135 т.), а второй, 13 августа 1943 года, когда в результате диверсии в Порсангер-фьорде был уничтожен транспорт «Аргус», 3360 брт., с грузом боеприпасов.
Преклоняясь перед мужеством людей, рисковавших своими жизнями ради помощи нашей стране в борьбе с фашистской Германией, все же, необходимо признать, что никаких документальных подтверждений того, что гибель транспорта «Санта Фе» стала результатом деятельности подпольщиков или диверсантов в настоящее время не существует. И пока такие свидетельства не увидят свет, данная версия гибели транспорта никак не может рассматриваться в качестве доминирующей.
Версия же, связанная с наличием на борту советских реактивных снарядов, начиненных белым фосфором, требует отдельного и подробного рассмотрения.
В многочисленных советских мемуарах, особенно относящихся к начальному периоду войны, по отношению к результатам залпов советских ре-активных минометов, часто встречаются следующие громкие эпитеты: «выжженная земля», «море огня», «огромные пожары, бушевавшие несколько дней» и тому подобное. Причем, характерно, что все это относится именно к боевому применению снарядов РС-132 (М-13), а всю остальную номенклатуру советских реактивных снарядов – М-8, М-30, М-31, зажигательными свойствами не наделяют.
На самом деле, все советские реактивные снаряды являлись или осколочно-фугасными, или осколочными, или бронебойными, причем последние применялись, вероятно, только авиацией. Тот же снаряд РС-132 (М-13), например, обладал боевой частью, снаряженной 4,9 кг нитроглицерина. Что же касается белого фосфора, то никогда советские реактивные снаряды им не снаряжались. По крайней мере, так утверждают абсолютно все серьезные источники по этой тематике. В качестве наиболее свежего и доступного из них можно, например, привести цикл статей Павла Качура «Истоки отечественного твердотопливного ракетостроения», опубликованных в журнале «ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ, вчера, сегодня, завтра», начиная с №7 2006 года.
В реальности, все разговоры о фосфоре – это не более чем очередной миф, в длинной череде ему подобных, которыми в советское время обросла история реактивной артиллерии. Действительно, залпы БМ-13 сопровождались пожарами, однако, это имело место только тогда, когда на месте падения снарядов было чему гореть. То есть, если залп приходился по скоплению автотехники, или по железнодорожной станции, или по населенному пункту, то пожар чаще всего был, а если, например, по траншейной системе на переднем крае, то никакого пожара обычно не наблюдалось. Дело заключалось в том, что головная часть снаряда М-13 снаряжалась зарядом взрывчатого вещества, для подрыва, которого использовались контактный взрыватель и дополнительный детонатор, проходящий через две трети длины заряда. В результате детонация боевой части М-13 происходила намного более эффективно, чем в обычных артиллерийских снарядах. Как результат, более высокая кинетическая энергия и температура осколков. Именно осколки и поджигали все, что могло гореть. Кроме того, цель, попавшая внутрь эллипса рассеивания залпа реактивных снарядов, подвергалась воздействию не одного снаряда, а сразу нескольких. Взрывная волна и раскаленные осколки били со всех сторон. Все это в сумме и оставляло впечатление «выжженной земли» и «моря огня».
Итак, никаких советских реактивных снарядов, снаряженных белым фосфором на транспорте «Санта Фе» не было, потому что таких снарядов в природе не существовало. А если бы даже они и существовали, то немцам они были бы совершенно не нужны, так как у них имелась своя реактивная артиллерия, причем весьма многочисленная и совершенная. Существовали и немецкие зажигательные реактивные снаряды, правда, чем конкретно они снаряжались, точной информации нет, но вполне можно предположить, что это был фосфор. В своей книге «Утерянные победы», Манштейн пишет, что немцы «проводили эксперименты» с такими снарядами на северо-западном направлении в самом начале войны. Однако, в июле 1941 года во время известного контрудара советских войск под Сольцами, инструкция по применению таких снарядов попала в руки Красной армии. Получив документальное подтверждение использования немцами столь бесчеловечного оружия, советское командование, якобы, обратилось к ним с ультиматумом – или немцы прекращают использование этого оружия, или Красная армия начинает применять газы.
Так выглядят события в изложении Манштейна. Что же там было на самом деле, сказать трудно, однако, фактом является то, что в дальнейшем подобные снаряды входили в номенклатуру боеприпасов немецкой реактивной артиллерии, и применялись на различных участках Восточного фронта.
Однако как бы там ни было, имелись на борту «Санта Фе» зажигательные боеприпасы или нет, ясно одно - причиной гибели судна они послужить никак не могли. В самом деле, если бы это было так, то вначале был бы пожар, а уже потом – взрыв. Согласно же описанию очевидцев, все было с точностью до наоборот – сначала был взрыв в носовой части судна, а потом уже пожар, длительностью в 49 минут, после чего последовала детонация груза и гибель судна.
Таким образом, в версии о внутреннем взрыве по-прежнему остается открытым вопрос о его первоначальной причине. Пока на него не будет дан четкий, ясный и аргументированный ответ, эта версия так и будет оставаться только лишь, версией, без каких либо серьезных доказательств ее истинности.
Показать сообщения:   
Создать     Ответить на тему    Список форумов Севастополь.ws -> Страницы истории Часовой пояс: GMT + 2
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
Страница 2 из 6

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001-2008 phpBB Group

© 1997-2008, Sevastopol.ws
Executed in 0.155 sec, 30 queries