Список форумов Севастополь.ws
Севастополь.ws   |   FAQ   |   Правила   |   Поиск   |   Пользователи   |   Регистрация
Личные данные   |   Войти и проверить личные сообщения   |   Вход

Советские бронепоезда в обороне Крыма в 1941-1942г.
На страницу 1, 2, 3  След.
 
Создать   Ответить на тему    Список форумов Севастополь.ws -> Страницы истории
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Савилов В.Н.
Адмирал
Адмирал




Пришёл: 15.02.2005
Сообщения: 5083
Откуда: Севастополь
Личное сообщение
Профиль      

Прямая ссылка на это сообщение Вт, 29.08.2006, 08:36             цитировать    

Взято с ВИФа....

Статья опубликована в журнале Локотранс №6 за этот год.
Автор С.А.Санеев, г. Новороссийск


Бронепоезда в обороне Крыма 1941 - 1942 гг.

На фоне заслуженной боевой славы бронепоезда «Железняков», судьбы остальных советских бронепоездов, воевавших в Крыму в годы Великой Отечественной войны, оказались в тени. Не замечены они авторами таких солидных трудов как «Боевая летопись военно-морского флота» и «История Черноморского флота», хотя минимум два из них были флотскими, то есть, укомплектованы моряками и подчинялись командованию Черноморского флота. Об этих бронепоездах осталось очень мало информации, не сохранилось ни фотографий, ни чертежей. Поэтому в этой статье не исключены ошибки, связанные с несоответствием данных, приведенных в разных источниках.
В Крыму всего две линии железной дороги. Одна идет от Севастополя с юга на север, вторая - от Керчи с востока на запад. Пересекаются они на станции Джанкой, откуда разветвляясь, идут через Ишуньский и Пере-копский перешейки на запад на Херсон и, через Чонгарский перешеек, - на север на Мелитополь. Да еще художник И.К. Айвазовский провел за свои кровные железнодорожную ветку от станции Владиславовка до Феодосии. [1]
Первыми, по собственной инициативе, летом 1941 года приступили к строительству бронепоезда рабочие металлургического завода им.Войкова в Керчи. Броней были покрыты заводской паровоз Ов-4209 и двё платформы. Работы велись круглосуточно, но строго во внеурочное время. Рабочие даже не уходили с завода. Отстояв смену, они работали на бронепоезде, а потом, прикорнув где-то в цеху, выходили на смену. Бронепоезд не имел башен, а пушки устанавливались на тумбах, за броневыми щитами, так как отсутствовало оборудование для расточки погонов башен.
21 августа бронепоезд «Войковец», ведомый машинистом Акимом Алексеевичем Полежаем, водившим заводской паровоз уже семь лет, вышел на Симферополь. Здесь экипаж доукомплектовали артиллеристами и пулеметчиками, в паровозную бригаду пришли из Симферопольского паровозного депо А. Сакута, С. Корнеев, Б.Василенко. Командиром бронепоезда назначен майор Попахов.
25 августа бронепоезд «Войковец» вышел наохрану участка дороги Перекоп - Джанкой. Вслед за керчанами к
строительству бронепоезда «Горняк» с башнями приступили рабочие железнорудного комбината в Камыш-Буруне. Погоны башен изготовили на зуборезном станке «Пфаутер», закупленном перед самой войной в Германии. Личный состав бронепоезда был сформирован из добровольцев, рабочих железнорудного комбината.
В бригаду машинистов вошли И.А.Бакланов, Н.И.Никитенко, А.М.Орлов.
25 сентября бронепоезд «Горняк» в Севастополе довооружили, а команду доукомплектовали моряками [3]
Железнодорожники станции Сараголь (ныне станция Айвазовская) построили бронепоезд «Смерть фашизму!». Им помогали многие предприятия г.Феодосия [4]
Известно, что на бронепоездах использовалась не броневая сталь, а котловая, между двумя листами которой заливался слой бетона до 100 мм из новороссийского цемента. Бронепоезда «Войковец» и «Смерть фашизму» были приданы 51 армии и получили номера №№№ 1 и 2 .?[5]
По инициативе железнодорожников станции Симферополь был забронирован паровоз Ов, а на Севастопольском морском заводе им. Орджоникидзе к нему изготовили бронеплощадки, вооруженные 85-мм универсальными корабельными орудиями, минометами и пулеметами «максим». Этот бронепоезд, укомплектованный моряками Черноморского флота, командир капитан С.Ф. Булыгин, получил название Флотский бронепоезд «Орджоникидзевец». Он и бронепоезд «Горняк» подчинялись флотскому командованию. [6]
Боевой путь крымских поездов оказался очень коротким. В сентябре немецко-фашистская армия вышла к Крыму, и завязались бои за перешейки. 25 сентября пал Армянск, 27 - противник захватил Турецкий вал, а 29 сентября завязались бои на Ишуньских позициях.
1 октября по приказу командующего 51-й армией, среди прочих подкреплений, на Ишуньские позиции подошли 1-й, командир капитан Г. Ф. Сонин, и 4-й, командир капитан Е. А. Кирсанов , батальоны 7-й морской пехоты. Позже они были переименованы в 1-й и 2-й Перекопские отряды. Их поддерживали бронепоезда «Смерть фашизму» и «Войковец». Здесь же вел бои единственный в 51-й армии 5-й танковый полк. В результате тяжелых трехдневных боев враг был остановлен. [7]
Бронепоезд «Смерть фашизму», по всей видимости, в этих боях погиб, так как более о нем нигде не упоминается. А поврежденный «Войковец» был отведен на станцию Сарабуз для ремонта и охраны железнодорожной линии на участке Симферополь - Альма, ныне Почтовый.
25 октября в командование бронепоездом вступил майор Семен Петрович Баранов. [8]
24 октября советские войска начали контрнаступление на Ишуньских позициях. Из Севастополя им на помощь выдвинулся бронепоезд «Орджоникидзевец». Желая разведать пути в районе станции Ивановка, командир бронепоезда капитан С.Ф.Булыгин со старшиной Черкашиным и красноармейцем Сахно выехал на дрезине «Пионерка». Дрезина была обстреляна противником, и капитан С.Ф. Булыгин попал в плен. Впоследствии ему удалось бежать и выйти в расположение наших войск. Бронепоезд возглавил старший лейтенант Чайковский. 24октября 1941 года «Орджоникидзевец» принял боевое крещение под станцией Ивановка в районе Перекопа. Его поддерживал бронепоезд «Войковец», шедший сзади него. Контрнаступление оказалось неудачным, и 26 октября противник сам перешел в наступление. Бронепоезда прикрывали отход наших войск.
В ночь на 28 октября бронепоезд «Орджоникидзевец» недалеко от станции Курманы подорвался на минах и сошел под откос. Сняв пулеметы, оставшиеся в живых члены экипажа отходили с боями до станции Остряково, где их поджидал бронепоезд «Войковец». В ночь на 30 октября железнодорожное полотно было разрушено авиацией. За два дня боев под станцией Альма 30 и 31 октября армейский бронепоезд №1 «Войковец» разгромил батальон пехоты противника, уничтожив две его роты, восстановил полотно. Когда мимо Альмы прошли части 25-й стрелковой дивизии, бронепоезд стал прикрывать их отход к Севастополю. У станции Шакул он вступил в бой с прорвавшимися частями противника и уничтожил в течение двух часов 8 орудий, 12 минометов и около батальона солдат. На бронепоезд обрушились вражеские самолеты. Когда был разбит паровоз и кончились боеприпасы, экипаж взорвал броневагоны и ушел в Севастополь. Экипаж был зачислен в состав бронепоезда «Железняков». У тяжелораненного майора С.П.Баранова в госпитале в Севастополе хирург вынул из его тела около двадцати осколков. [9]
К концу октября в Севастополе изготовили бронепоезд с более мощным паровозом Эл-2500. Он был назван «Железняков» в честь моряка Балтийского флота, героя Гражданской войны, командира бронепоезда Анатолия Железнякова. Командиром стал капитан Г.А.Саакян, комиссаром П.А.Порезов. Бронепоезд находился в подчинении командования Черноморского флота. [10]
0 боевых делах бронепоезда «Железняков» написано много, поэтому не будем повторятся. Он провоевал всю севастопольскую оборону, наводил страх на врага и не зря был прозван им «Зеленым призраком». Погиб «Железняков» до оставления города нашими войсками. [11.]
Немцы сумели восстановить один из подбитых советских бронепоездов и использовали его для обороны Феодосийского порта и станции Владиславовка. Трофейную боевую технику немецкое командование в отчетах не показывало, поэтому подробных сведений об этом бронепоезде нет. Но командир крейсера «Красный Кавказ» капитан 2 ранга А.М. Гущин в боевых сводках сообщал, что во время высадки десанта в Феодосии в новогоднюю ночь 1942 года крейсер вел огневой бой с бронепоездом, хотя позже об этом в своих мемуарах не упомянул. [12]
Новый 1942 год страна встречала радостным известием о Керченско-Феодосийской десантной операции, в
результате которой были освобождены города Феодосия и Керчь.
В Керчи налаживалась мирная жизнь, работа заводов, железной дороги. На заводе им. Войкова начался ремонт боевой техники: танков, орудий, производство шанцевого инструмента. Железнодорожники восстановили пути от Керчи до Акмоная, а затем и до Владиславовки, проложили новые пути от Керчи до Камыш-Буруна, ныне Аршинцево, и до станции Алибай, ныне Бранное поле.
Вскоре рабочие получили задание построить бронепоезд. Для этого использовали восстановленный заводской паровоз, вагоны, поднятые со дна бухты. Он был вооружен 75-мм орудиями. По всей видимости это были 75 -мм корабельные орудия Кане. Они производились с 1892 г. до середины 20-годов XX века для установки на миноносцах, канонерских и подводных лодках в качестве орудий главного калибра, а на крейсерах и линкорах как противоминная и зенитная артиллерия.
К началу Великой Отечественной войны на Черноморской флоте сохранилось 22 таких орудия, но они хранились на складах. Один из таких складов находился в Керчи. Его не успели взорвать при отступлении в ноябре 1941 г. И сумели захватить целым в январе 1942 года. Бронепоезд также не имел башен, а орудия стояли в казематах, позволяющих вести как настильный, так и зенитный огонь. Он получил имя «Керченский рабочий» и начал воевать еще недостроенным, отражая налеты вражеской авиации на завод. [14]
Бронепоезд «Керченский рабочий», командир майор П.Ф. Кононенко, вошел в состав 51-й армии и стал именоваться бронепоезд №74. Он действовал на восстановленном участке железной дороги в пригородах Керчи как зенитная батарея. 13 мая 47-я и 51 -я армии отошли на рубежи в 30 км от Керчи. Бронепоезд принял первый бой с наземным противником, подбил четыре танка и сбил два самолета.
14 мая стальная крепость совершила шесть боевых налетов на разных участках фронта, рассеяла группу танков и уничтожила много живой силы противника. За эти два дня бронепоездники выпустили по врагу около 4 тысяч снарядов. Но наши войска продолжали отступать, и 16 мая фашисты захватили поселок Байкова. Командир группы войск, прикрывавших переправу через Керченский пролив, подполковник Г.М. Бурмин приказал выбить фашистов из поселка.
Весь день 17 мая шёл тяжелый бой при поддержке бронепоезда и к вечеру поселок Байкова был освобожден. На следующий день враг снова захватил поселок. Вечером того же дня термитный снаряд пробил борт броневагона и от этого начал рваться боезапас. Командир бронепоезда Петр Кононенко принял решение снять уцелевшее вооружение и продолжать бой в пешем строю. Поздно вечером19 мая машинист паровоза старший сержант А.И.Ширшов взорвал бронепоезд «Керченский рабочий», а оставшийся личный состав переправился на Тамань. [15]

Более подробных сведений о
бронепоездах, воевавших в Крыму,
мне найти не удалось.
Буду рад любым дополнительным
сведения по этому вопросу.
Автор.


С уважением, Владимир
_________________


А вот хрен им, а не Россия, даже если по нас пройдут (с.)
И.Кошкин "Когда горела броня"
RDX
Старшина 1-й статьи
Старшина 1-й статьи




Пришёл: 27.07.2005
Сообщения: 156
Откуда: Москва
Личное сообщение
Профиль      

Прямая ссылка на это сообщение Ср, 30.08.2006, 05:01             цитировать    

По послужному списку майор Булыгин С.Ф. командовал Бронеплощадкой № 5 береговой обороны ЧФ с 19.08.1941
ANMA
Главный корабельный старшина
Главный корабельный старшина




Пришёл: 21.10.2006
Сообщения: 256

Личное сообщение
Профиль      

Прямая ссылка на это сообщение Вс, 22.10.2006, 08:37             цитировать    

Наш дед встретил войну в Севастополе дежурил в ночь на 22июня будучи дальномерщиком одной из частей береговой охраны. Говорит начало войны записал в журнал и помнит , что шифр пакета в котором хранился приказ о приве дении флота в готовность №1 был"юкон". Потом воевал на бронепоезде "за родину " под Ростовом - его экипаж был из моряков черноморцев
vad26
Старший матрос
Старший матрос




Пришёл: 27.04.2006
Сообщения: 89

Личное сообщение
Профиль      

Прямая ссылка на это сообщение Пт, 10.11.2006, 12:54             цитировать    

Очень печально, что изображений, фото, чертежей этих бронепоездов не осталось. Одни названия. Знакомый пытался хоть что-то узнать о бронедрезине "Железнякова" (внешний вид, - хотя бы), ветеранов опрашивал - ни-че-го! Да, говорят, была, но...
ANMA
Главный корабельный старшина
Главный корабельный старшина




Пришёл: 21.10.2006
Сообщения: 256

Личное сообщение
Профиль      

Прямая ссылка на это сообщение Пт, 10.11.2006, 09:11             цитировать    

Все сведения о бронепоезде "За родину "есть в музее г. Азова- фотогравии, статьи из "Правды" ЗА 1941г, Дело в том , что бронепоезд при отступлении взорвали в Азове и моряки отступали пешком с боями до Темрюка- последний раз деда я возила на встрему в Азов лет 5 назад- встречались они там втроем- дед был комсоргом - унего есть фотки комсомольцев из личных дел
Савилов В.Н.
Адмирал
Адмирал




Пришёл: 15.02.2005
Сообщения: 5083
Откуда: Севастополь
Личное сообщение
Профиль      

Прямая ссылка на это сообщение Вт, 02.01.2007, 04:20             цитировать    

Встретилось фото советского бронепоезда. Это район Симферополя, фото из альбома немца из состава 22-й ПД.

Учитывая, что вариантов не так много - либо "Войковец", либо "Орджоникидзе", прошу помочь определить который из двух.

Фото можно глянуть здесь:

http://www.fortification.ru/upl2007/0111.jpg


С уважением, Владимир
_________________


А вот хрен им, а не Россия, даже если по нас пройдут (с.)
И.Кошкин "Когда горела броня"
Савилов В.Н.
Адмирал
Адмирал




Пришёл: 15.02.2005
Сообщения: 5083
Откуда: Севастополь
Личное сообщение
Профиль      

Прямая ссылка на это сообщение Пт, 19.01.2007, 04:11             цитировать    

В фотогалерею сайта добавлены ряд фотографий крымских бронепоездов.

http://www.sevastopol.ws/gallery/?gid=124

Если уважаемые форумчане имеют другие фотографии крымских бронепоездов или могут идентифицировать неподписанные фотографии или исправить уже подписанные, то просьба не скрывать своих знаний от общества.

С уважением, Владимир
_________________


А вот хрен им, а не Россия, даже если по нас пройдут (с.)
И.Кошкин "Когда горела броня"
Ornst
Матрос
Матрос




Пришёл: 23.02.2007
Сообщения: 35

Личное сообщение
Профиль      

Прямая ссылка на это сообщение Пт, 23.02.2007, 10:26             цитировать    

Если уважаемые форумчане имеют другие фотографии крымских бронепоездов

С уважением, Владимир

Вот, мои измышления по этому поводу http://www.dishmodels.ru/gshow.htm?p=2300
Савилов В.Н.
Адмирал
Адмирал




Пришёл: 15.02.2005
Сообщения: 5083
Откуда: Севастополь
Личное сообщение
Профиль      

Прямая ссылка на это сообщение Пт, 23.02.2007, 11:41             цитировать    

Ornst писал(а):
Если уважаемые форумчане имеют другие фотографии крымских бронепоездов

С уважением, Владимир

Вот, мои измышления по этому поводу http://www.dishmodels.ru/gshow.htm?p=2300


Спасибо, очень интересно и позновательно. Ряд фото мне еще не встречались.

С уважением, Владимир
_________________


А вот хрен им, а не Россия, даже если по нас пройдут (с.)
И.Кошкин "Когда горела броня"
Ornst
Матрос
Матрос




Пришёл: 23.02.2007
Сообщения: 35

Личное сообщение
Профиль      

Прямая ссылка на это сообщение Вс, 25.02.2007, 06:49             цитировать    

К сожалению, в мою статью вкрались ошибки. так что ждите продолжения. выяснил, что однотипных было три бронепоезда, а вот какой их них какой - выяснять надо.
ak_76
Старшина 1-й статьи
Старшина 1-й статьи



Возраст: 41
Пришёл: 21.12.2006
Сообщения: 170
Откуда: Севастополь-Москва
Личное сообщение
Профиль      

Прямая ссылка на это сообщение Пн, 26.02.2007, 06:09             цитировать    

Мне кажется характер повреждений которые видны на этом фото ни как не подходят под определение подрыва на минах: рельсовое полотно не разрушено, а только выгнуто дугой в направлении схода поезда с рельсов, что вероятно произошло при попадании в него либо арт снаряда либо авиабомбы, со стороны прогиба ж\д полотна.
http://www.dishmodels.ru/gshowp.htm?p=2300&id=22703 Question Exclamation Rolling Eyes Установка фугаса направленного действия за пределами ж\д полотна так же не может быть осуществлена ввиду наличия глубокой канавы слева (а именно оттуда и было нанесено поражение составу).
Так же можно предположить что вагон был сброшен с рельсов взрывной волной от взрыва внутри самого вагона.
_________________
Геройство побеждает храбрость, терпение — скорость, рассудок — ум, труд — лень, история — газеты...
А.В. Суворов
Ornst
Матрос
Матрос




Пришёл: 23.02.2007
Сообщения: 35

Личное сообщение
Профиль      

Прямая ссылка на это сообщение Вт, 27.02.2007, 08:14             цитировать    

ak_76 писал(а):
Мне кажется характер повреждений которые видны на этом фото ни как не подходят под определение подрыва на минах: рельсовое полотно не разрушено, а только выгнуто дугой в направлении схода поезда с рельсов, что вероятно произошло при попадании в него либо арт снаряда либо авиабомбы, со стороны прогиба ж\д полотна.

Ну, рельсовое полотно разрушено, протсо оно не разорвано. Сход с рельсов мог произойти и произошел в образовавшуюся от взрыва воронку. А уж если бы платформы падали от попадания снаряда, то что бы это было? Сколько весит снаряд? а сколко платформа? Какая же тогда должна быть энергия у снаряда? Плюс ко всему - разорван тендер паровоза - конструкция не самая крепкая в плане железа.

http://www.dishmodels.ru/gshowp.htm?p=2300&id=22703 Question Exclamation Rolling Eyes Установка фугаса направленного действия за пределами ж\д полотна так же не может быть осуществлена ввиду наличия глубокой канавы слева (а именно оттуда и было нанесено поражение составу).
Так же можно предположить что вагон был сброшен с рельсов взрывной волной от взрыва внутри самого вагона.


почему оно нанесено не оттуда я вроде объяснил, а уж если бы внутри площадки БК сработал - вид был бы совсем другой. тем не менее, все площадки целые. По всему видно, что фугас сработал при проходе его в районе тендера бронепаровоза и заложено их было штуки три, основной удар достался черному паровозу.
Взводный
Матрос
Матрос




Пришёл: 14.02.2007
Сообщения: 24

Личное сообщение
Профиль      

Прямая ссылка на это сообщение Ср, 28.02.2007, 01:12             цитировать    

На одной из фотографий четко видно, что вдребезги разнесена "паровая камера" (не знаю, как правильно называется) паровоза, при этом колеса не пострадали. Сам паровоз находится практически на аварийном изгибе колеи. Возможно, он был обстрелян пушечно-пулеметным огнем с воздуха, взорвался, в результате чего сошел с рельс, потянув в момент схода полотно за собой.
Взводный
Матрос
Матрос




Пришёл: 14.02.2007
Сообщения: 24

Личное сообщение
Профиль      

Прямая ссылка на это сообщение Ср, 28.02.2007, 01:14             цитировать    

Фугаса не было - рельсы и шпалы полностью целые, только смещены в сторону. Повреждения нехарактерны для взрыва под полотном дороги
Взводный
Матрос
Матрос




Пришёл: 14.02.2007
Сообщения: 24

Личное сообщение
Профиль      

Прямая ссылка на это сообщение Ср, 28.02.2007, 01:22             цитировать    

Very Happy Сообщения рождаются по мере тщательного просмотра фотографий Very Happy На одном из следующих снимков этой же серии http://www.dishmodels.ru/gshowp.htm?p=2300&id=22706 видно, что орудия бронепоезда подняты почти в вертикальное положение, что характерно для отражения воздушного налета
Показать сообщения:   
Создать     Ответить на тему    Список форумов Севастополь.ws -> Страницы истории Часовой пояс: GMT + 2
На страницу 1, 2, 3  След.
Страница 1 из 3

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001-2008 phpBB Group

© 1997-2008, Sevastopol.ws
Executed in 0.077 sec, 30 queries