Список форумов Севастополь.ws
Севастополь.ws   |   FAQ   |   Правила   |   Поиск   |   Пользователи   |   Регистрация
Личные данные   |   Войти и проверить личные сообщения   |   Вход

Новости ВПК и МО России
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
 
Создать   Ответить на тему    Список форумов Севастополь.ws -> Общественно-политический
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Савилов В.Н.
Адмирал
Адмирал




Пришёл: 15.02.2005
Сообщения: 4855
Откуда: Севастополь
Личное сообщение
Профиль      

Прямая ссылка на это сообщение Чт, 18.06.2015, 11:59             цитировать    

Михаил Барабанов

«Реорганизация ВПК России после разрыва отношений с украинскими предприятиями»

Украинский кризис 2014 г. резко обострил взаимоотношения между Киевом и Москвой. Это в полной мере коснулось и такой чувствительной для обеих сторон сферы, как взаимодействие оборонных предприятий. Фактически на протяжении всего 2014 г. обе страны проводили жесткую политику сокращения взаимных поставок продукции для оборонной промышленности, стремясь тем самым оказать хоть какое-то воздействие на военно-технические возможности противоположной стороны. К началу 2015 г. ситуация дошла до практически полного разрыва военно-технических связей с элементами блокады, что создало значительные затруднения для нормальной производственной деятельности ряда предприятий России и Украины.

Точная оценка результатов такого взаимного «блокирования» весьма затруднена, поскольку, помимо общей информационной закрытости ОПК обеих сторон, осложняющим фактором выступает критическая зависимость ряда украинских оборонных предприятий от экспорта в Россию. В условиях жесткого давления на них со стороны новых украинских властей эти предприятия оказались в очень деликатном политическом положении, что вынуждает их менеджмент, с одной стороны, отчаянно маневрировать, а с другой стороны –
тщательно скрывать нынешнее фактическое состояние своих связей с Россией, включая вопрос поставок формально «санкционной» продукции.

Стремление к преодолению последствий разрыва связей в военно-индустриальной области с Украиной породило в России с середины 2014 г. новую волну политики импортозамещения в ОПК. Данная политика привела к принятию ряда серьезных организационных и финансовых решений по коррекции развития российского ОПК, включая решения об ускоренном создании в России полных производственных циклов ряда видов военной продукции, и о запуске в производство ряда сложных изделий, таких как морские и вертолетные газотурбинные двигатели. Реализация этих решений для России осложняется действием западных санкций, а также последовавшим с конца 2014 г. сильным обесцениванием рубля и общим экономическим кризисом, вызванным прежде всего падением мировых цен на нефть и структурными проблемами российской экономики эпохи Путина.

КРИТИЧЕСКИЕ УЗЛЫ РОССИЙСКО-УКРАИНСКИХ ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫХ СВЯЗЕЙ

Главной особенностью взаимодействия ОПК Украины и России является то обстоятельство, что военно-промышленные системы обеих стран остаются «осколками» единого оборонно-промышленного комплекса СССР с сохранением промышленной кооперации, налаженной с советских времен (особенно это верно для Украины). Даже более поздние программы формировались и развивались в русле этой кооперации.

Хотя российская сторона длительное время пыталась сократить зависимость от украинских поставок, однако мероприятия в этом направлении по факту велись достаточно вяло, поскольку очевидно требовали значительных финансовых вложений. В условиях сохранявшейся до самых последних лет нехватки средств для ОПК такие вложения считались не слишком рациональными или, по крайней мере, не приоритетными.

Более того, по политическим причинам Москва периодически пыталась активизировать российско-украинское военно-техническое сотрудничество, пытаясь тем самым удержать Украину в общем экономическом пространстве и поддержать на Украине силы, выступающие за более тесные связи с Россией. Именно это периодически гальванизировало со стороны Москвы осуществляемую компанией «Антонов» совместную программу военно-транспортного самолета Ан-70, программы региональных пассажирских самолетов Ан-140 и Ан-148, ряд совместных космических программ. В свою очередь, некоторые украинские компании, критически зависящие от российских заказов (те же «Антонов» и «Мотор-Сич»), вели в этом же направлении активную и небезуспешную лоббистскую деятельность в России.

Дополнительным фактором сохранения российской стороной закупок на Украине была относительно низкая стоимость украинской продукции, вызванная гораздо более низким уровнем жизни на Украине и более низкой стоимостью украинской рабочей силы.

В результате Москва не только не освобождалась от зависимости, связанной с поставками из Украины важных элементов оборонной продукции, но, напротив, скорее де-факто увеличивала ее по ряду номенклатуры. Более того, с конца 2000-х гг. начался резкий рост российских закупок на Украине в ряде секторов – в первую очередь авиационных, вертолетных и морских газотурбинных двигателей. Это было связано с началом массового производства и поставок в Вооруженные силы России вертолетов (типов Ка-52, Ми-28Н, Ми-35М, Ми-26, серии Ми-Cool, а также новых учебно-боевых самолетов Як-130 и самолетов транспортного и вспомогательного назначения Ан-140, Ан-148 и Бе-200. Все они оснащаются двигателями производства «Мотор-Сич». Для ВМФ России было начато строительство серий фрегатов проектов 22350 и 11356Р, оснащенных газотурбинными двигателями, поставляемыми николаевским «Зоря-Машпроект». Также продолжал увеличиваться из России экспорт в третьи страны крылатых и противокорабельных ракет, вертолетов и боевых кораблей и катеров с двигателями украинского производства.

Таким образом, к моменту начала украинского кризиса в 2014 г. зависимость Министерства обороны России от техники, оснащаемой двигателями и комплектующими, получаемыми с Украины, возросла до критических значений в ряде секторов и закупочных программ.

В целом же летом 2014 г. сообщалось, что поставки военного назначения с Украины включали более 3 тысяч типов комплектующих, узлов и агрегатов, которые производили более 160 предприятий Украины. Все они были задействованы в изготовлении в России более 200 образцов вооружения, военной и специальной техники [1].

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЮ УКРАИНСКОЙ ПРОДУКЦИИ

Экстренный план мероприятий по замещению украинских поставок российскому ОПК аналогами собственного производства начал составляться уже в апреле-мае 2014 г. и в июле был утвержден президентом России Владимиром Путиным. Программа предусматривала замещение в течение двух с половиной лет (т.е. к 2017 г.) 95% украинских поставок и комплектующих, а также отказ от совместных с Украиной оборонных проектов в целом. Стоимость реализации этой программы тогда оценивалась в 50 млрд руб. (1,4 млрд долл. по тогдашнему курсу) [2].
.
В соответствии с утвержденной программой, Министерство промышленности и торговли России передало в августе 2014 г. Министерству финансов поправки в закон «О Федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов», вскоре утвержденные правительством.

Сообщалось, что «большая часть мероприятий в рамках работы по импортозамещению будет реализована за счет собственных средств предприятий». Однако указывалось, что по «сложной» группе позиций необходима государственная поддержка мероприятий по импортозамещению, которые планируется осуществить в рамках действующей государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» и дополнительных ассигнований по государственному оборонному заказу [3].

В январе 2015 г. министр обороны России Сергей Шойгу заявил, что к «концу [2015] года необходимо заместить почти 700 наименований комплектующих для вооружения и военной техники, производимых ранее в кооперации с украинскими предприятиями. Это практически 60% от их общего количества, то есть к концу 2015 года мы должны выйти на практически 70-процентное импортозамещение» [4].

В свою очередь министр промышленности и торговли Денис Мантуров тогда же заявил, что российская оборонная промышленность сможет полностью избавиться от зависимости от поставок комплектующих и готовой продукции с Украины за три года (т.е. в период 2015-2017 гг.) [5].

Однако анализ практической деятельности по импортозамещению украинской оборонной продукции по конкретным секторам заставляет усомниться в реалистичности указанных сроков и объемов.

Компоненты межконтинентальных баллистических ракет

В Днепропетровске на Украине находился крупнейший советский центр по созданию и производству межконтинентальных баллистических ракет и космических ракет-носителей – КБ «Южное» и Южный машиностроительный завод («Южмаш»). Промышленные предприятия и научные институты, расположенные в Харькове (в первую очередь, «Хартрон-Аркос»), играли ведущую роль в создании систем управления советских межконтинентальных баллистических ракет, а также ракет-носителей и космических аппаратов.

Хотя информация о деятельности «Хартрон-Аркос» в оборонной сфере по российским контрактам недоступна, однако, по неофициальным сведениям, эта компания до 2014 г. принимала участие как субподрядчик российских разработчиков в НИОКР по созданию систем управления для российских космических систем, а также продолжала осуществлять техническое сопровождение и участвовать в работах по продлению ресурса и модернизации систем управления ряда российских стратегических ракетных комплексов разработки советского периода [6]. Можно предположить, что, с учетом того что основная часть работ «Хартрон-Аркос» приходилась на устаревшие системы, его «отключение» от работ по российским стратегическим системам произойдет достаточно безболезненно.

Наибольшую ценность в этом сегменте для России представляло участие КБ «Южное» в сопровождении находящихся на вооружении тяжелых МБР Р-36М2. К настоящему времени в России осталось на службе 46 этих ракет, которые предполагается эксплуатировать примерно до 2021 г. В конце 2014 г. украинские источники сообщили, что Россия сама решила отказаться от услуг КБ «Южное». По заявлению представителей самого КБ «Южное», поскольку в России находится полный комплект документации, то российская сторона способна самостоятельно обеспечить обслуживание ракет Р-36М2 на остающийся срок службы [7].

Космические ракеты-носители

Конструкторским бюро «Южное» были созданы и выпускались на «Южмаше» целый ряд советских ракет-носителей, включая серии «Зенит» и «Циклон». Ракеты серии «Зенит» составляли основу производства «Южмаша» в постсоветский период, приобретались главным образом Министерством обороны России для запуска тяжелых спутников военного назначения с космодрома Байконур.

В 2014 г. Россия полностью отказалась от дальнейшего приобретения ракет «Зенит», что совпало с приостановлением по экономическим причинам коммерческих запусков этих ракет по программам «Морской старт» и «Наземный старт» (также в значительной мере осуществлявшихся по кооперации с российской стороной). На этот момент действовал контракт на поставку России 24 ракет-носителей «Зенит» в период 2014–2020 гг., по которому ни одной ракеты уже поставлено не было. Также Россия приостановила сотрудничество по использованию конверсионных ракет Р-36 в качестве ракет-носителей «Днепр» (на 2014 г. были запланированы три запуска) [8]. Это привело к парализации деятельности «Южмаша» к началу 2015 г. [9]

Отказ российской стороны от использования ракет-носителей «Зенит» и «Днепр» стал возможен благодаря успешному началу испытаний в 2014 г.длительное время разрабатывавшегося российским Государственным космическим научно-производственным центром имени М. В. Хруничева модульного семейства перспективных ракет-носителей «Ангара», призванного заменить все устаревшие ракеты-носители.

В 2014 г. в России были успешно осуществлены запуски первого образца ракеты-носителя легкого класса «Ангара-1.2ПП» и первого образца ракеты-носителя тяжелого класса «Ангара-А5». Это открывает дорогу успешным испытаниям и началу производства других модификаций новой ракеты, включая «Ангара-А3» среднего класса, рассматриваемую как замена ракет «Зенит» [10].

Авиационные двигатели

Запорожское ПАО «Мотор-Сич» на 2013 г. играло критическую роль в оснащении турбореактивными двухконтурными двигателями (ТРДД) и турбовинтовыми двигателями нескольких типов российских самолетов, закупаемых Министерством обороны России.

В первую очередь речь идет о новом учебно-боевом самолете Як-130. Он пошел в серию с 2008 г., но массовая закупка данного самолета для ВВС России началась только по контракту, заключенному в 2011 г. Як-130 оснащается разработанным Запорожским машиностроительным конструкторским бюро «Прогресс» имени академика А. Г. Ивченко (фактически контролируемым «Мотор-Сичью») ТРДД АИ-222-25. Одновременное производство АИ-222-25 осуществляется «Мотор-Сич» и московским заводом «Салют», причем оба предприятия тесно скооперированы, и «Мотор-Сич» изготавливает газогенератор («горячую часть» двигателя), а «Салют» – «холодную часть» и осуществляет финальную сборку. Доля московского предприятия «Салют» в производстве АИ-222-25 к 2014 г. достигла 37%, а доля его омского филиала – еще 10%. Тем не менее «Салют» продолжает критически зависеть от поставок с «Мотор-Сичи» [11].

В 2011 г. «Салютом» было собрано 40 двигателей АИ-222-25, в 2012 г. – 64 и в 2013 г., видимо, сопоставимое количество [12]. Данные объемы производства в принципе обеспечивали заделы по поставкам самолета Як-130 Корпорацией «Иркут» по имеющимся заказам [13]. Тем не менее относительно поставок газогенераторов двигателей АИ-222-25 с «Мотор-Сичи» в 2014 г. и 2015 гг. данные отсутствуют, как нет сведений и об усилиях «Салюта» по организации полного цикла производства двигателя у себя. Можно высказать предположение, что по крайней мере в 2014 г. «Мотор-Сич» продолжала под тем или иным прикрытием поставлять на «Салют» газогенераторы двигателей АИ-222-25.

Также «Мотор-Сич» поставляет в Россию целиком двигатели серии Д-436, которые используются на выпускаемом в России региональном пассажирском самолете Ан-148 (производится на «Воронежском акционерном самолетостроительном обществе») и самолете-амфибии Бе-200 (производится на ТАНТК в Таганроге). Сам двигатель Д-436 производится в кооперации с московским «Салютом» (его доля около 45%), со сборкой в Запорожье. Известно, что в 2012 г. в Россию было поставлено 19 двигателей серии Д-436 [14].

Основными заказчиками самолетов обоих этих типов выступают сейчас силовые структуры России. Завод «Салют» имеет комплект документации на Д-436 и теоретически может попытаться наладить полный цикл его производства, однако сомнительно, что такие попытки будут предприниматься ввиду малой серийности мотора. Появилась информация о намерении Министерства обороны России отказаться от дальнейшей закупки самолетов Ан-148 после получения еще двух-трех машин в 2015 г., под вопросом и перспективность серийного выпуска Бе-200 [15].

Для собираемых в России в Самаре региональных пассажирских самолетов Ан-140-100 предприятие «Мотор-Сич» поставляет турбовинтовые двигатели ТВ3-117ВМА-СБМ1. Фактически единственным заказчиком Ан-140-100 в последние годы выступало Министерство обороны России, законтрактовавшее с 2009 г. 14 самолетов и получившее 8. По-видимому, закупки Ан-140-100 продлены не будут.

Важным компонентом деятельности «Мотор-Сичи» в интересах ВВС России являются поставки (правда, единичные), ремонт и обслуживание мощных ТРДД серии Д-18Т, используемых на тяжелых транспортных самолетах Ан-124. В основном ведется ремонт этих двигателей в Запорожье темпом около 10 единиц в год. Еще в начале 2011 г. Министерство обороны России объявило о планах организации ремонта Д-18Т на 121-м авиаремонтном заводе в Кубинке около Москвы. Хотя этот проект продвигался там вяло, однако, вероятно, теперь будет резко ускорен [16].

Вертолетные двигатели

«Мотор-Сич» оказалось единственным предприятием, ведущим серийное производство наиболее массовых советских/российских турбовальных вертолетных двигателей серии ТВ3-117, разработанных еще в 1970-е гг. КБ Климова в Ленинграде. Двигатели серии ТВ3-117 применяются на основных выпускаемых в России вертолетах серий Ми-8МТ/Ми-17, Ми-24/Ми-35, Ми-28, Ка-27/28/29/31/32 и Ка-50/52. Крупномасштабный выпуск этих вертолетов и их широкие экспортные поставки обеспечили «Мотор-Сичи» гарантированные крупные заказы, сделав ТВ3-117 основным источником дохода для запорожского предприятия. В 2012-2013 гг. «Мотор-Сич» выпускала до 600 двигателей серии ТВ3-117 (включая их деривацию ВК-2500) в год.

В 2012 г. «Мотор-Сич» поставила в Россию на вертолетные заводы 200 двигателей ТВ3-117 и ВК-2500, а фирме «Климов» поставила 260 комплектов для сборки этих же двигателей [17].

В России уже длительное время предпринимаются попытки организовать собственное производство двигателей серии ТВ3-117 с целью избавиться от зависимости от украинских поставок. После 2000 г. несколько раз принимались решения об организации выпуска этих моторов на различных предприятиях, но все разбивалось о необходимость крупных капиталовложений и о нежелание заводов-производителей вертолетов приобретать неизбежно более дорогие двигатели российского производства вместо более дешевых и уже отлаженных выпуском украинских. Последнее десятилетие «Климов» вел на своих мощностях финальную сборку вертолетных двигателей ТВ3-117 и ВК-2500 из поставляемых «Мотор-Сич» 70-процентных комплектов [18].

В конечном счете в конце 2009 г. было принято решение об организации полного цикла выпуска двигателей серии ТВ3-117 в России, для чего было начато строительство нового завода «Петербургские моторы» компании «Климов» под Санкт-Петербургом. Стоимость только первой очереди предприятия составила 4 млрд руб., финансирование осуществлялось банком ВЭБ. В кооперации задействовано Уфимское моторостроительное производственное объединение [19].

Первый двигатель серии ТВ3-117, полностью состоящий из российских комплектующих, был собран на предприятии «Петербургские моторы» в 2013 г. В 2014 г. там планировался выпуск 50 двигателей ТВ3-117. Заявлялось, что к началу 2016 г. в Санкт-Петербурге планируется производить порядка 350 вертолетных двигателей семейства ТВ3-117 в год, а к 2018 г. – 450 двигателей в год. Следует отметить, что даже это полностью не устранит потребности в импорте двигателей этой серии с «Мотор-Сич», поскольку потребность холдинга «Вертолеты России» составляет минимум 500-550 двигателей типа ТВ3-117 в год [20].

На начало 2014 г. «Мотор-Сич» поставляла в Россию комплектные двигатели серий ТВ3-117 и ВК-2500 по долголетним контрактам с «Вертолетами России», которые распределяли их по российским вертолетостроительным заводам (Казань, Улан-Удэ. Кумертау, Арсеньев). Как можно судить, несмотря на объявленное правительством Украины «эмбарго», «Мотор-Сич» на протяжении всего 2014 г. продолжала поставку в Россию двигателей серий ТВ3-117 и ВК-2500 для производства вертолетов под прикрытием того, что эти двигатели поставляются не Министерству обороны России, а «Вертолетам России» как «невоенной» структуре. Возможно, что эта практика продолжается и в 2015 г.

Также «Мотор-Сич» реализовывает поставку в Россию мощных турбовальных двигателей серии Д-136, используемых на производимых заводом «Роствертол» тяжелых транспортных вертолетах Ми-26. Так, в 2012 г. «Роствертолу» были поставлены 10 новых и четыре отремонтированных двигателя [21]. Хотя выпуск вертолетов Ми-26 на «Роствертоле» в последние годы все время возрастает, причем главным заказчиком являются ВВС России и другие силовые ведомства, однако запорожский Д-136 остается безальтернативным двигателем для Ми-26. Видимо, их поставки в Россию осуществляются по той же схеме, что и серии ТВ3-117.

Корабельные газовые турбины

В СССР объединение «Зоря-Машпроект» (Николаев) было монопольным поставщиком серийных газовых турбин для всех типов боевых кораблей. Данное положение остается практически неизменным по настоящее время, и в России так и не смогли наладить собственный серийный выпуск ни одного типа корабельных газовых турбин. Это нанесло серьезный удар по кораблестроительным программам ВМФ России, когда в 2014 г. по указанию украинского правительства «Зоря-Машпроект» прекратило поставку в Россию корабельных газовых турбин.

Еще в 1993 г. было создано российско-украинское совместное предприятие «Турборус» между «Зоря-Машпроект» и Рыбинским конструкторским бюро моторостроения (ныне «Сатурн»). В рамках «Турборус» было осуществлено создание газотурбинного двигателя М90ФР мощностью 27 500 л.с., входящего в состав дизель-газотурбинного агрегата М55Р на строящихся для ВМФ России фрегатах проекта 22350. Однако доля «Зоря-Машпроект» в производстве двигателя М90ФР составляет 85%, оставляя за «Сатурном» лишь субподрядные работы и финальную сборку.

С 2006-го по 2014 г. в Санкт-Петербурге были заложены четыре фрегата проекта 22350, однако до начала конфликта 2014 г. «Турборус» были отгружены комплекты М55Р/М90ФР лишь для двух кораблей.

В рамках принятой в 2010 г. программы обновления Черноморского флота на заводе «Янтарь» в Калининграде началась постройка шести фрегатов проекта 11356Р. Они оснащаются газо-газотурбинной установкой М7Н1 из четырех газовых турбин, полностью поставляемых «Зоря-Машпроект». К 2014 г. из Николаева были поставлены установки М7Н1 только для трех первых российских фрегатов проекта 11356Р.

Такая ситуация создала кризис в строительстве кораблей обоих этих типов и вынудила резко активизировать работы по освоению выпуска корабельных газовых турбин на «Сатурне».

Работы в области морского газотурбостроения начались на «Сатурне» в 1992 г. Однако хотя в 2000-е г. «Сатурн» разработал и произвел испытания корабельных газовых турбин М70МФРУ мощностью 14 тыс. л.с. и М75РУ мощностью 7 тыс. л.с. (фактически в обоих случаях модифицированные копии газовых турбин разработки «Зоря-Машпроект»), однако заказов на эти турбины со стороны флота он так и не получил – из-за отсутствия в постройке кораблей соответствующих типоразмеров [22].

Лишь в 2014 г. на «Сатурне» началась активная деятельность по освоению двигателя М70МФРУ, а также по полной локализации мощного двигателя М90ФР. Сообщалось, что «Северное ПКБ» (проектант обоих типов фрегатов) совместно с «Сатурном» предложили флоту для достройки второй тройки фрегатов проекта 11356Р либо оснастить их дизель-газотурбинной энергетической установкой фрегатов 22350 с двумя полностью локализованными на «Сатурне» двигателями М90ФР, либо использовать новую установку в составе четырех новых газотурбинных двигателей М70МФРУ производства «Сатурна». Освоение полного выпуска двигателей М90ФР на «Сатурне» при этом весьма оптимистично полагают возможным к 2016 г., что даст возможность продолжить и постройку фрегатов проекта 22350 [23].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На протяжении длительного времени российская промышленность и военно-политическое руководство России пренебрегали зависимостью от поставок ряда критических военно-промышленных компонентов с Украины (в первую очередь вертолетных и корабельных газотурбинных двигателей) и даже в ряде случаев – исходя из политических соображений отношений с Киевом – приветствовали эту зависимость. Запускавшиеся программы замещения критически важного импорта с Украины до начала конфликта 2014 г. были неэффективны и не давали серьезных результатов.

В условиях разразившегося конфликта 2014 г. это привело к целому ряду проблем и поставило под угрозу реализацию ряда оборонных программ – в первую очередь в военном кораблестроении и вертолетостроении. В связи с этим были приняты спешные меры по наверстыванию упущенного и экстренного импортозамещения поставляемых с Украины наиболее важных компонентов (опять-таки в первую очередь вертолетных и корабельных газотурбинных двигателей), на что были выделены крупные ресурсы. Однако возможность полноценной реализации всех этих проектов (особенно там, где требуется освоение «горячих» частей газотурбинных двигателей) с доведением их до стадии серийного производства в заявленные сроки (2–2,5 года) вызывает сомнения.

При этом введенный Киевом запрет на поставки военного оборудования и комплектующих в Россию наиболее тяжело отразился на самих украинских предприятиях, в значительной мере специализирующихся на нишевых поставках на российский рынок. Ввиду этого, по-видимому, киевское эмбарго не является абсолютным и, похоже, частично обходится самими украинскими поставщиками, что несколько снижает остроту вопроса для российской стороны. Наиболее вероятным сценарием развития событий в связи с этим видится не тотальное успешное импортозамещение всего «украинского» в России, а постепенное (а может быть и быстрое) восстановление налаженных каналов поставок украинской оборонной продукции в Россию при первых признаках снижения остроты вооруженного конфликта на Украине. В восстановлении военно-промышленных связей откровенно заинтересованы и украинская, и российская стороны. Процесс же освоения российской промышленностью поставляемых с Украины вертолетных и корабельных газотурбинных двигателей хотя и будет продолжаться с большей или меньшей интенсивностью, но, видимо, в любом случае растянется на годы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

[1] «Около $1,4 млрд понадобится РФ на импортозамещение украинских деталей для ОПК» // РИА Новости Украина, 11 августа 2014 г.

[2] Ibid.

[3]  Маетная Е., Баязитова А. Программу импортозамещения оценили в 50 млрд рублей // Известия. 11.08.2014.

[4] «Россия достроила центр боевой подготовки в Мулино без Rheinmetall» // Взгляд, 13 января 2015 г.
http://www.vz.ru/society/2015/1/13/724102.html

[5] Ibid.

[6] Корпоративный веб-сайт http://hartron.com.ua

[7] «”Южмаш” Украине не нужен. А кому тогда?», // РИА Новости Украина, 24 декабря 2014 г.

[8] Pechorina N. «Russian-Ukrainian defense industry cooperation in 1992-2013», Moscow Defense Brief, № 3, 2014.

[9] Пресс-релиз «Южмаша» от 21 января 2015 г., http://www.yuzhmash.com/presscenter/news/new?id=199

[10] «Ракету “Зенит” могут заменить тяжелой “Ангарой-А5”» // Взгляд, 14 января 2015 г.

[11] Pechorina N. «Russian-Ukrainian defense industry cooperation in 1992-2013», op. cit.

[12] Печорина Н. «Мотор Сич» – обнял и задушил // Военно-промышленный курьер. 21.05.2014.

[13] Данные Центра АСТ.

[14] Печорина Н. «Мотор Сич»– обнял и задушил. // Военно-промышленный курьер, op. cit.

[15] http://bmpd.livejournal.com/1030121.html

[16] «Украинские двигатели для “Русланов” будут ремонтировать в России» // ИНТЕФАКС-АВН,
14 февраля 2011 г.

[17] Pechorina N. «Russian-Ukrainian defense industry cooperation in 1992-2013», op. cit.

[18] Грицкова А., Джепа Д. Вертолетные двигатели не добрались до Уфы // АвиаПорт.Ru, 10 августа 2010 г.

[19]  «”Климов” испытал российские детали для сборки вертолетов» // РБК, 21 февраля 2011 г.

[20] http://bmpd.livejournal.com/850070.html

[21] Pechorina N. «Russian-Ukrainian defense industry cooperation in 1992-2013», op. cit.

[22] «Состоялась приемка нового корабельного двигателя М70ФРУ» // Красная звезда. 28 октября 2008 г.

[23] «Разработчик фрегатов проекта 11356 рассматривает два варианта замены украинских двигателей» //ИТАР-ТАСС, 16 октября 2014 г.

С уважением, Владимир
_________________


А вот хрен им, а не Россия, даже если по нас пройдут (с.)
И.Кошкин "Когда горела броня"
Савилов В.Н.
Адмирал
Адмирал




Пришёл: 15.02.2005
Сообщения: 4855
Откуда: Севастополь
Личное сообщение
Профиль      

Прямая ссылка на это сообщение Пн, 20.07.2015, 07:56             цитировать    

Крепость Крым

http://vpk-news.ru/articles/24412

За год на полуострове создана боеспособная группировка сил и средств

Дмитрий Болтенков

19 декабря министр обороны Сергей Шойгу объявил: «В силах общего назначения развернута самодостаточная группировка войск в Крыму. На полуострове в дополнение к имеющимся силам и средствам создано семь соединений и восемь воинских частей различного предназначения». Военное ведомство России провело за год огромную работу.

На основании договора с Украиной от 1997 года российские Вооруженные Силы на территории Крыма были представлены в основном корабельными соединениями, частями и подразделениями береговых войск, а также органами материально-технического обеспечения Черноморского флота. В то же время накладывались достаточно серьезные ограничения на численность контингента (максимум 25 тысяч военнослужащих, включая не более двух тысяч человек личного состава морской авиации и морской пехоты). Документ не позволял производить замену корабельного состава, то есть у России могли быть только корабли, прописанные в первоначальном тексте.
Коллаж Андрея Седых

Россия могла содержать в Крыму незначительное количество боевой техники морской пехоты (до 24 артиллерийских систем калибра более 100 миллиметров и 132 бронемашины). В то же время части и подразделения береговых ракетно-артиллерийских войск размещались на территории Краснодарского края. Морская авиация могла иметь не более 22 ударных самолетов. Договор однозначно запрещал размещение на территории Крыма ядерного оружия.

Несмотря на то, что согласно договору Черноморский флот мог базироваться в Севастополе до 2042 года, военно-политическое руководство России сделало основную ставку в развитии ЧФ на создание новой инфраструктуры базирования на территории Краснодарского края.

Однако в феврале-марте 2014 года в Крыму произошли события, вошедшие в историю как Русская весна. 16 марта на полуострове прошел референдум, по результатам которого Республика Крым и Севастополь включены в состав РФ.

В этой ситуации перед военно-политическим руководством России встала весьма сложная задача – сформировать в новых субъектах Федерации полноценную группировку Вооруженных Сил, причем часть ее элементов необходимо было фактически создавать с нуля.

Уже 2 апреля президент России Владимир Путин подписал федеральный закон «О прекращении действия соглашений, касающихся пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины». Начиная с этого дня какие-либо ограничения на деятельность ЧФ были сняты и остались в истории.
Судьба формирований ВСУ

В марте на территории Республики Крым находилось порядка двухсот воинских частей и подразделений вооруженных сил Украины, а также других ее силовых ведомств (всего около 18,8 тысячи военнослужащих, из которых в ВМС Украины – 11 900, в ВВС – 2900).

Военнослужащим ВСУ были предложены три варианта их дальнейшей судьбы.

Первый – принять российскую военную присягу и перейти на службу в состав ВС РФ. При этом специальным федеральным законом сохранялись воинские звания, признавались дипломы.

Второй – увольнение в запас с возможностью проживания на территории Крыма.

Третий – возвращение на материковую часть Украины для дальнейшего прохождения службы в ВСУ.

Выехать на территорию Украины для продолжения службы в рядах ВСУ изъявили желание (по разным оценкам) от двух до трех тысяч человек. К концу марта оставшиеся лояльными правительству Украины военнослужащие покинули полуостров. Шел и обратный процесс. Военнослужащие родом из Крыма, служившие на материковой части Украины, пожелавшие вернуться в Крым, были возвращены. Таковых оказались около 900 человек. В целом, по разным оценкам, 70–80 процентов военнослужащих ВСУ выбрали первый вариант. Примерно 9000 военнослужащих было включено в состав ЧФ.

Приказом командующего ЮВО № 115 от 21 марта 2014 года военно-морские силы Украины, дислоцированные в Крыму, перестали существовать. Начался процесс их интеграции в состав ЧФ. До 30 марта 2014-го был осуществлен прием в состав ЧФ соединений, частей и подразделений ВМСУ, проведена инвентаризация принимаемого имущества. Интегрируемые бывшие украинские войсковые части были включены в структуру флота. В составе ЧФ появилась 19-я авиационная бригада в Саки, бригада кораблей ОВР, 128-я бригада береговой обороны и другие части.

В дальнейшем ряд частей подвергся расформированию. Некоторые были переформированы.
Высшее военно-политическое руководство России приняло решение вернуть все корабли, авиатехнику и прочее имущество Украине.

Бронетехника была передана практически вся. Однако 15 апреля процесс возврата Украине техники сухопутных войск был остановлен в связи с начавшейся гражданской войной на юго-востоке страны. Передача авиатехники и кораблей продолжалась до 17 июня, когда украинская сторона в одностороннем порядке прекратила приемку. К этому времени Киев получил 43 корабля и судна ВМСУ из 72, часть авиа- и автобронетехники. Прочее имущество и корабли остались в Крыму, где находятся по сей день.

Обновленный Черноморский флот

1 декабря 2014 года было воссоздано управление Крымской военно-морской базы. В зону ее ответственности вошло Черное море от границы с Украиной на западе и до Керченского пролива на востоке. В состав базы включены 41-я бригада ракетных катеров, 68-я бригада кораблей охраны водного района и 197-я бригада десантных кораблей, а также формирования боевого и тылового обеспечения. Командиром ВМБ назначен капитан 1-го ранга Юрий Земский. Данная военно-морская база существовала в составе ЧФ СССР и РФ в 1976–1996 годах.

В 2015-м состав ЧФ пополнят два новых фрегата проекта 11356 «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен». Еще четыре сторожевых корабля – «Адмирал Макаров», «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин», «Адмирал Корнилов» – строятся. По известной информации, вся шестерка должна была войти в состав ЧФ до 2017 года. Не исключено, что в составе ЧФ появятся также фрегаты проекта 22350 и корветы проекта 20380.

В этой связи 1 декабря воссоздано управление 30-й дивизии надводных кораблей (оно было расформировано в конце 2011-го). В настоящее время ему подчиняется 11-я бригада противолодочных кораблей. В ее состав входят ракетный крейсер «Москва» (ожидается его размещение в ремонт с элементами модернизации), сторожевые корабли «Ладный», «Пытливый», «Сметливый». БПК «Керчь» горел в ноябре 2014 года. В настоящее время рассматривается его дальнейшая судьба. Скорее всего его ожидает списание. Другая бригада будет сформирована в течение 2015-го из новых кораблей.

В декабре 2014 года в состав флота были приняты две первые подводные лодки проекта 636 Б-261 «Новороссийск» и Б-237 «Ростов-на-Дону». В этой связи дивизион подводных лодок, ранее входивший в состав 68-й бригады кораблей охраны водного района, развернут в 4-ю бригаду. Она будет дислоцироваться на территории построенного в Новороссийске пункта базирования подводных лодок. В состав бригады, помимо новых ПЛ проекта 636, также включены «Алроса» проекта 877 и формально две лодки Б-380 и Б-435. До 2017-го бригаду пополнят Б-262 «Старый Оскол», Б-265 «Краснодар», Б-268 «Великий Новгород» и Б-271 «Колпино».

В период до 2020 года в состав ЧФ войдут шесть патрульных кораблей проекта 22160 «Василий Быков». Скорее всего они будут включены в 68-ю бригаду ОВР.

41-я бригада ракетных катеров примет в свой состав до 2020-го шесть МРК проекта 21631, вооруженных ракетным ударным комплексом «Калибр». Первые два корабля придут уже в этом году. Ими станут «Зеленый Дол» и «Серпухов».

Флот пополняется противодиверсионными катерами проекта 21980, вошедшими в отряд по борьбе с ДДС 68-й бригады ОВР, десантными и штурмовыми катерами «Раптор».

Всего до 2020 года Черноморский флот получит порядка 30 боевых кораблей различных классов и судов обеспечения.

В бухтах Севастополя находятся экс-корабли ВМСУ (БДК «Константин Ольшанский», корабль управления «Славутич», противолодочные корветы «Тернополь» и «Луцк», морские тральщики «Черкассы» и «Чернигов» и др.). Они стоят под российскими военно-морскими флагами, включены в состав ЧФ, на них находятся минимальные по численности экипажи. Руководство Минобороны Украины неоднократно заявляло об отсутствии интереса к этим кораблям. Вопрос, будут ли они возвращены прежнему владельцу, остается открытым. Некоторые из этих кораблей, несомненно, представляют интерес для ВМФ России.

Личный состав ВМСУ, перешедший в отечественный ВМФ, расписан по экипажам кораблей ЧФ. Так, например, командиром МПК «Суздалец» является капитан 3-го ранга Сергей Макеев, который ранее командовал украинским корветом «Луцк». А капитан 1-го ранга Роберт Шагиев, ранее бывший командиром второго экипажа ПЛ «Запорожье», стал командиром лодки «Великий Новгород». Экс-командир корвета «Тернополь» капитан 3-го ранга Максим Емельяненко назначен помощником командира СКР «Пытливый».

На территории полуострова находятся еще и части центрального подчинения ВМФ.

В Севастополе создан учебный центр подготовки младших корабельных специалистов экипажей новых кораблей. В течение этого года начнет действовать Единый учебный центр подготовки военных спасателей и водолазов для ВМФ России.

В состав ВМФ вернулось знаменитое Высшее военно-морское училище имени адмирала П. С. Нахимова. Оно было создано в 1937-м. Из него вышли многие видные офицеры советского и российского ВМФ. В 1992-м училище отошло Украине.

Другим важным объектом стал Севастопольский океанариум, где еще с советского времени велись серьезные исследования в области применения морских животных, прежде всего дельфинов, в военных целях. Здесь добились весьма существенных успехов. В конце 80-х годов биотехнические системы использовались для защиты севастопольских бухт от подводных диверсантов. В 1992-м уникальный центр отошел Украине. Несмотря на все сложности периода 1990–2000-х, ученые продолжили работы с морскими животными В настоящее время Крымский государственный океанариум полностью переподчинен Минобороны РФ.

В Феодосии находится филиал Центрального военно-морского полигона. Его деятельность была фактически блокирована после того, как силы ПВО Украины 4 октября 2001 года сбили российский пассажирский Ту-154. Испытательный центр Минобороны России в Феодосии предназначен для проведения ракетных стрельб. В структуру входят полигоны, технические мастерские, измерительные пункты, узлы связи, склады, причалы.

Военно-воздушные силы и авиация ВМФ

На территории Крыма в советское время имелось около двух десятков военных аэродромов. Но до февраля 2014 года морская авиация России использовала только аэродромы Кача и Гвардейское, а Украина – Бельбек, Джанкой и Кировское.

Морскую авиацию ВМФ ЧФ представляла 7057-я авиабаза в составе трех эскадрилий. Украина имела в своем составе 10-ю авиабригаду ВМСУ и 204-ю бригаду ВВС в Бельбеке.
10-я авиабригада морской авиации ВМСУ в Саки была переформирована в 19-ю авиабригаду МА ЧФ, в дальнейшем ее части интегрировались в состав 43-го морского штурмового авиаполка. 204-ю бригаду расформировали.

В июле 2014 года имевшаяся в составе ЧФ 7057-я авиабаза морской авиации была переформирована в два авиационных полка, которым вернули прежние названия и почетные титулы. А именно – 318-й смешанный авиационный полк (самолеты Бе-12, Ан-26, вертолеты Ка-27 и Ми-Cool с дислоцированием на аэродроме Кача и 43-й морской штурмовой полк (самолеты Су-24 и Су-24МР). В Саки из Гвардейского был перебазирован 43-й отдельный морской штурмовой полк. Он состоит из двух эскадрилий – Су-24 и Су-24МР. В начале января в полк были переданы первые три Су-30СМ. В ближайшее время должны поступить еще два таких самолета.

Пилоты прошли обучение на Су-30 минувшей осенью в авиационном центре в Ейске. В 2015 году с учетом поставки семи Су-30СМ первая эскадрилья 43-го полка будет полностью перевооружена на новые машины. А в дальнейшем – и весь полк. В этом году в его состав поступит учебно-тренировочный комплекс для подготовки экипажей Су-30СМ.
Самолеты и вертолеты 318-го полка проходят ремонт и восстановление. В его состав поступили четыре Бе-12, взятые с хранения и отремонтированные в Таганроге.

Одновременно командование морской авиации решило восстановить аэродромы Херсонес (Севастополь), Донузлав и Саки. На них обновляются взлетно-посадочные полосы, командно-диспетчерские пункты оснащаются современной аппаратурой. Аэродром Донузлав, находящийся на берегу одноименного озера, является гидроаэродромом, с которого могут быть использованы самолеты Бе-200, которые в 2015 году войдут в состав МА ЧФ.

В декабре 2014-го в составе МА ЧФ создан отряд беспилотных летательных аппаратов. На его вооружение поступили в частности БЛА «Орлан-10». В этом году отряд будет развернут в полк БЛА.

В течение предыдущего полугодия на аэродромах Бельбек, Гвардейское и Джанкой была развернута 27-я смешанная авиационная дивизия 4-го командования ВВС и ПВО ЮВО. В ее состав входят три полка: 37-й смешанный, 38-й истребительный и 39-й вертолетный. Это первый случай в современной истории организационно-штатных мероприятий в ВС РФ, когда полки получают последовательные номера, а вертолетный полк включается в состав дивизии. 39-й – первый в армейской авиации современного времени именно вертолетный полк. Остальные части армейской авиации имеют статус авиабаз или бригад.

В Гвардейском был развернут 37-й смешанный полк из двух эскадрилий. Бомбардировочная эскадрилья с Су-24М была получена из состава 559-го бомбардировочного полка 3-й смешанной авиадивизии 4-го командования. Другая эскадрилья – штурмовая с самолетами Су-25СМ3 – взята из 368-го полка в Буденновске.

На аэродроме Бельбек размещен 38-й истребительный авиационный полк. В его составе две эскадрильи с самолетами Су-27СМ3, Су-30М2, Су-27П, Су-27УБ. Иногда его номер ошибочно указывается как 62-й. Матчасть и личный состав были взяты из полков ВВС в Центральной Угловой (Владивосток), Дземги (Комсомольск-на-Амуре) и Крымска. Несколько самолетов поступили прямо с заводов.

Структура и состав 39-го вертолетного полка в Джанкое неизвестны. Можно предположить, что техника и личный состав взяты с авиабаз ЮВО.

Встречаются упоминания о возможности дислоцирования на территории Крыма формирований дальней авиации, вооруженных Ту-22М3. В советский период на трех аэродромах Крыма – Веселое, Октябрьское и Гвардейское базировались флотские авиаполки с данным самолетом. В постсоветское время аэродром Веселое был передан под птицефабрику. Состояние взлетных полос Гвардейского и Октябрьского вызывало беспокойство, но там, вероятно, произведен ремонт, поскольку при внезапной проверке боеготовности в Крым были перебазированы как раз бомбардировщики Ту-22М3.

На территории Новофедоровки (Саки) с советских времен располагался комплекс подготовки пилотов палубной авиаци и НИТКА. После распада СССР он перешел под контроль Украины. Вместе с тем Россия использовала комплекс для подготовки своих палубных пилотов. Однако все зависело от настроения украинских властей. При этом комплекс сохранялся в строю в основном трудом эксплуатирующего его личного состава. В 2012-м Россия приняла решение отказаться от использования НИТКА и построить аналогичный во вновь создаваемом Центре подготовки морских летчиков в Ейске. Однако события «крымской весны» вернули комплекс России. И уже в сентябре 2014 года была возобновлена эксплуатация наземного тренажера корабельной авиации НИТКА в Саках для подготовки пилотов 279-го корабельного истребительного полка СФ. Организационно этот комплекс входит в состав 43-го полка.

В поселке Приморский близ Феодосии еще со времен СССР располагался испытательный центр морской авиации. В постсоветский период он стал государственным авиационным научно-исследовательским центром (ГАНИЦ) Украины, год назад полностью перешел на сторону РФ и в декабре 2014-го был включен в состав Государственного летно-испытательного центра Министерства обороны имени В. П. Чкалова (Ахтубинск), в составе которого и находился до 1992 года.

В марте 2014-го на территории Крыма началось развертывание частей противовоздушной обороны.
В декабре оно завершилось. Части ПВО были объединены в составе 31-й дивизии ПВО 4-го командования ВВС и ПВО. В нее вошли два зенитных ракетных полка: 12-й расположен в Севастополе, 18-й – в центре Крыма. Подразделения 3-го радиотехнического полка дислоцируются по всему полуострову. Полки имеют на вооружении ЗРК С-300ПМ, взятые с хранения командования ПВО-ПРО. Также в Крыму были развернуты подразделения, оснащенные ЗРПК «Панцирь».

На территории полуострова в советские времена были созданы два важнейших для воздушно-космической обороны России объекта. Один из них – радар системы раннего предупреждения о ракетном нападении «Днепр-М», известный как 808-й отдельный радиотехнический узел. Две антенны радара находятся на мысе Херсонес в Севастополе. После распада СССР данный узел перешел под юрисдикцию Украины, но продолжил выполнять боевую задачу в интересах СПРН России.

В декабре 2006 года 808-й орту был выведен из состава Министерства обороны Украины, передан в Национальное космическое агентство и прекратил свое существование как военный объект. С 2009-го его функции контроля космического пространства в интересах России были переданы вновь построенному радару «Воронеж-ДМ» под Армавиром. С этого момента началось тихое умирание комплекса, поскольку у Украины задач для него попросту не было. Однако личному составу удалось сберечь объект от разграбления. Удобное географическое положение радара – между радарами СПРН в Барановичах (Белоруссия) и Армавиром – вызвало заинтересованность Войск ВКО России в его дальнейшем использовании. Вполне возможно, что на этом месте будет сооружен локатор типа «Воронеж». Есть основания предполагать, что в 2016 году орту на мысе Херсонес в Севастополе встанет на боевое дежурство в системе предупреждения о ракетном нападении.

Другим объектом является уникальный Центр дальней космической связи в поселке Витино близ Евпатории. Основу составляют космический радиотехнический комплекс «Плутон» и радиоастрономический телескоп РТ-70. А всего в составе центра семь антенн различного диаметра и два телескопа. В постсоветское время он вошел в Национальное космическое агентство Украины, участвовал в ряде проектов. Но по сути никаких перспектив, как и 808-й орту, не имел. В минувшем феврале центр стал 40-м отдельным командно-измерительным комплексом Войск ВКО и вошел в состав Главного испытательного космического центра имени Г. С. Титова в подмосковном Краснознаменске. Объект будет полностью восстановлен, модернизирован и станет использоваться совместно Войсками ВКО и Федеральным космическим агентством.

Береговые войска

Год назад в Крыму в составе ЧФ была только одна 810-я бригада морской пехоты. В то же время у ВСУ – 36-я бригада береговой обороны, 406-я артиллерийская группа и два батальона морской пехоты. 70–80 процентов личного состава этих частей перешли в ВС РФ.

На основе 36-й бригады ВМСУ была вначале создана 128-я бригада береговой обороны с прежним местом базирования – в Перевальном. Затем эта бригада получила номер 126 – в память о 126-й Горловской дивизии береговой обороны, существовавшей в составе ВС СССР и ЧФ с 1989 по 1996 год. В составе 126-й бригады имеется семь батальонов и дивизионов, пять рот, в ней служат порядка 2000 человек, примерно 90–95 процентов – по контракту. Бригада является основной силой береговых войск ЧФ.

Из 1 и 501-го батальонов морской пехоты ВМСУ был сформирован 501-й отдельный батальон морской пехоты в Феодосии.
406-я береговая артиллерийская группа ВМСУ стала 8-м артиллерийским полком. В его состав входят три дивизиона: реактивный, противотанковый и самоходный гаубичный. На вооружении – самоходные 152-мм гаубицы «Мста-Б», реактивные системы залпового огня «Торнадо» и ПТРК «Хризантема». Полк дислоцирован в Симферополе. В нем служат порядка 700 человек.

Командиры в 126-й бригаде и 8-м полку остались прежние – полковники Сергей Стороженко и Дмитрий Козаченко.
Из состава 11-й Новороссийской береговой ракетно-артиллерийской бригады были перебазированы в Севастополь дивизионы, вооруженные ракетными комплексами «Бастион» и «Бал». Одновременно специалисты ремонтного завода ракетно-артиллерийского вооружения ЧФ восстановили законсервированный защищенный ракетный дивизион, так называемый объект Сотка, известный по советскому блокбастеру «Одиночное плавание». Это построенный в 1955–1956 годах подземный комплекс около Балаклавы, в котором находились пусковые ракетные установки комплекса «Утес» с ПКР «Прогресс» (подробнее – в «ВПК», № 39, 2014). В 1997-м в составе двух дивизионов был передан ВМС Украины. В начале 2000-х годов дивизион у поселка Оборонное оказался полностью разграблен. Другой – около Резервного – был законсервирован. Ныне дивизионы входят в состав вновь сформированной 15-й береговой ракетной бригады.

Для обеспечения управления созданными частями в структуре береговых войск появился 224-й батальон управления.

В настоящее время на перешейках Перекоп и Чонгар, отделяющих Крым от материковой части, находится несколько батальонных тактических групп из состава Сухопутных войск и ВДВ России.

Помимо указанных выше частей, в декабре 2014 года в Севастополе была сформирована 127-я бригада разведки.

Серьезному реформированию подверглись части боевого и тылового обеспечения флота. Так, существовавшая ранее морская инженерная рота развернута в 68-й морской инженерный полк в Евпатории. Перед ним поставлены задачи обеспечения паромной переправы через Керченский пролив и проведения работ по восстановлению инфраструктуры системы базирования флота, а также очистки местности от мин и боеприпасов, оставшихся с Великой Отечественной.

В Инкермане (Севастополь) на базе роты РХБЗ сформирован 4-й полк радиационной, химической и биологической защиты. Одна из его задач – очистка прибрежных вод от затопленных в них в советское и украинское время химических боеприпасов.

В 2014 году 475-й отдельный центр РЭБ получил новейшие многоцелевые комплексы радиоразведки и радиоэлектронного подавления «Инфауна» и «Ртуть-БМ», комплекс подавления КВ связи «Мурманск» и другие системы.

744-й центр связи Черноморского флота переформирован и снабжен новейшей техникой.

В ноябре 2014 года в состав Главного центра космической геодезии, навигации и картографии была включена астрономо-геодезическая обсерватория в Крыму. Центр занимается созданием карт для ВС РФ.

В целом за прошедшее время в Крыму создана группировка береговых и сухопутных войск, соизмеримая по своему составу с общевойсковой армией. Поскольку у штаба ЧФ нет особого опыта в управлении такими частями, равно как и соответствующих структур, вполне логичным стало назначение заместителем командующего ЧФ генерал-лейтенанта Юрия Петрова. В дальнейшем будет создано командование береговых войск.

Впереди еще много работы как по строительству полноценной инфраструктуры базирования частей войск, так и по повышению боевой подготовки вновь сформированных и интегрированных частей, их перевооружению на новую и перспективную технику.


С уважением, Владимир
_________________


А вот хрен им, а не Россия, даже если по нас пройдут (с.)
И.Кошкин "Когда горела броня"
voleg
Статский советник



Возраст: 54
Пришёл: 15.01.2003
Сообщения: 914
Откуда: Тюмень
Личное сообщение
Профиль      Сайт

Прямая ссылка на это сообщение Пн, 17.08.2015, 05:58             цитировать    

Один Су-27 уничтожит три F-35

Американский истребитель пятого поколения F-35 Lighting II уступает по тактико-техническим характеристикам разработанным в СССР истребителям четвертого поколения Су-27 и МиГ-29. К такому выводу пришел американский аналитик Билл Френч. Его доклад "Гром без молнии: высокая стоимость и ограниченная выгода программы разработки F-35" опубликован порталом National Security Network.

F-35 значительно уступает старым российским самолетам по ключевым характеристикам: нагрузке на крыло (за исключением палубной модификации F-35C), тяговооруженности и ускорению на околозвуковых скоростях. Моделирование массового воздушного боя показало, что на один уничтоженный Су-27 или МиГ-29 придется по три F-35.

"Новейшая разработка США, поглотившая десятки миллиардов долларов, лишь немногим лучше истребителей F-16 и F-18", - констатирует Френч.

Кстати, в реальном воздушном бою - пусть и учебном, - ветеран американских ВВС F-16 с легкостью победил F-35. Последнему явно не хватило маневренности - новейшему самолету не удалось ни разу занять позицию для пуска ракет или стрельбы из пушки, в то время как F-16 не менее 10 раз поймал оппонента в прицел.





http://rg.ru/2015/08/14/f35-site-anons.html
Савилов В.Н.
Адмирал
Адмирал




Пришёл: 15.02.2005
Сообщения: 4855
Откуда: Севастополь
Личное сообщение
Профиль      

Прямая ссылка на это сообщение Вт, 08.09.2015, 09:18             цитировать    

Активизация "Сирийского экспресса"

http://bmpd.livejournal.com/1464284.html


Даже не учитывая авиационную составляющую, только за последний месяц, начиная с 8 августа 2015 г. шесть наших БДК сходили в Средиземное море уже 10 раз, при этом впервые за время существования "Сирийского экспресса" технику и пр. начали грузить и на верхнюю палубу + кроме БДК, для перевозки привлекли еще и грузовой паром.

Сегодня [7 сентября 2015 года] через Босфор в сторону Средиземного моря прошел БДК пр.1171 "Саратов", под завязку груженный техникой, над кораблем был поднят сигнальный флаг "Танго" - "Держитесь в стороне от меня"






Вчера в том же направлении прошел грузовой паром "Александр Ткаченко", который перед этим долго работал на паромной переправе Темрюк-Керчь, но 1 сентября зашел в Новороссийск и после этого с грузом отправился в Средиземное море. Как можно заметить, на палубе парома видны похоже что армейские грузовые автомобили "Урал" и вероятно цистерны с ГСМ. Вероятно у нас решили, что такой груз можно перевозить и без привлечения военных кораблей.





3 сентября также через Босфор в направлении Средиземного моря прошли два БДК пр.775 - "Новочеркасск" и "Королев". Даже на одном из этих кораблей часть груза пришлось разместить на верхней палубе.






26 августа через Босфор в Средиземное море прошли БДК пр.775 "Азов" и "Цезарь Кунников"






А 20 августа по тому же маршруту ходил БДК пр.1171 "Николай Фильченков", то рейс стал особо известным, так как это был первый случай, когда груз везли на верхней палубе за более чем 2,5 года существования "Сирийского экспресса" и под сетками виднелись очертания БТРов. Так как через 3 дня в Сирии впервые засветился БТР-82А, что некоторые связали одно с другим, хотя эти БТР-82 вероятнее доставили перед этим на БДК "Новочеркасск", "Королев", "Азов", "Цезарь Кунников", которые за 1-2 недели до этого делали предыдущие рейсы. (Босфор проходили 16 т 8 августа).





С уважением, Владимир
_________________


А вот хрен им, а не Россия, даже если по нас пройдут (с.)
И.Кошкин "Когда горела броня"
Савилов В.Н.
Адмирал
Адмирал




Пришёл: 15.02.2005
Сообщения: 4855
Откуда: Севастополь
Личное сообщение
Профиль      

Прямая ссылка на это сообщение Чт, 24.09.2015, 01:16             цитировать    

Четвертый опытный летный экземпляр истребителя Т-50 (самолет Т-50-4, бортовой номер "054"), 28.08.2015 (с) Владислав Перминов / russianplanes.net


_________________


А вот хрен им, а не Россия, даже если по нас пройдут (с.)
И.Кошкин "Когда горела броня"
Stalin XP
Капитан 2-го ранга
Капитан 2-го ранга



Возраст: 51
Пришёл: 29.03.2005
Сообщения: 1334
Откуда: Остряки-Питер
Личное сообщение
Профиль      

Прямая ссылка на это сообщение Чт, 24.09.2015, 05:38             цитировать    

Савилов В.Н. писал(а):
Четвертый опытный летный экземпляр истребителя Т-50 (самолет Т-50-4, бортовой номер "054")

Красив. Собака.
_________________
Наше дело правое. Мы победили!
Савилов В.Н.
Адмирал
Адмирал




Пришёл: 15.02.2005
Сообщения: 4855
Откуда: Севастополь
Личное сообщение
Профиль      

Прямая ссылка на это сообщение Ср, 30.09.2015, 10:13             цитировать    


_________________


А вот хрен им, а не Россия, даже если по нас пройдут (с.)
И.Кошкин "Когда горела броня"
Sevdig
Адмирал
Адмирал



Возраст: 55
Пришёл: 02.04.2003
Сообщения: 4469
Откуда: Подземный Севастополь
Личное сообщение
Профиль      Сайт

Прямая ссылка на это сообщение Чт, 08.10.2015, 10:09             цитировать    

Бомба ищет танки

Появились сообщения о применении против бронетехники «Исламского государства» авиабомб с малопонятным названием СПБЭ, что значит самоприцеливающийся боевой элемент. Это по-настоящему «умный» боеприпас, поражающий только военную технику.

Его создатели были награждены последней в нашей истории Государственной премией СССР. Разработчики СПБЭ из НПО «Базальт» опередили американцев минимум на десять лет. Аналогичные боеприпасы на Западе стали появляться относительно недавно.

Бомба представляет собой цилиндр, в котором находятся взрывчатое вещество и толстая медная пластина. Сбоку к цилиндру прикреплена парашютная система и модуль самонаведения.

После того как на земле обнаружено скопление вражеской бронетехники, в указанную точку направляются бомбардировщики или штурмовики. Бомбы сбрасываются в пределах высот от 400 до 5000 метров. Три небольших парашюта, раскрывающиеся на заданной высоте, обеспечивают стабилизацию и замедляют скорость падения до 17 м/с. Одновременно с раскрытием парашютов включается инфракрасная система поиска цели. Она реагирует на тепло двигательных установок боевых машин.

После обнаружения цели и определения точки подрыва боевой части, который происходит на высоте около 150 метров, бомба направляется на вражескую машину с помощью специальных рулей, корректирующих ее полет.

Интересна боевая часть СПБЭ. Один взрыв формирует из медной пластины ударное ядро массой один килограмм. Второй — придает ей ускорение, равное двум километрам в секунду.

Это больше, чем имеет противотанковый подкалиберный снаряд. Ядро пробивает броню толщиной 70 мм под углом 30 градусов.

На базе технологий, отработанных при создании СПБЭ, удалось разработать противовертолетную мину. Она представляет из себя такую же бомбу, но только не сбрасывается с самолета, а устанавливается на земле. Там, где возможен вертолетный десант противника, ставят хорошо замаскированные минные поля.

При возникновении угрозы, по сигналу из командного пункта мины включаются и начинают сканировать воздушное пространство. При попадании в сектор обстрела чужого вертолета, мина взрывается, и винтокрылая машина поражается ядром, буквально разваливаясь в воздухе.


http://rusnext.ru
_________________
Sevdig

"Единственное, что требуется для триумфа зла - это, что бы хорошие люди ничего не делали."
(Э.Берг)
Sevdig
Адмирал
Адмирал



Возраст: 55
Пришёл: 02.04.2003
Сообщения: 4469
Откуда: Подземный Севастополь
Личное сообщение
Профиль      Сайт

Прямая ссылка на это сообщение Пт, 23.10.2015, 02:12             цитировать    

Россия побеждает в электронной войне
("Foreign Policy", США)
На Украине и в Сирии российские военные используют высокотехнологичное оборудование, чтобы создавать помехи для дронов и блокировать связь в зоне боевых действий, заставляя США прикладывать массу усилий, чтобы не отставать

Это происходит в разное время и принимает разные формы. Беспилотники Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, которые уже целый год ведут наблюдение за ходом войны на юго-востоке Украины, постоянно сталкиваются с одной и той же проблемой: при помощи своего оборудования российские военные создают радиоэлектронные помехи, которые делают дроны практически слепыми.

И это всего лишь одна из составляющих той радиоэлектронной борьбы (РЭБ), которую Россия ведет на Украине и которая оказала чрезвычайно отрезвляющее воздействие на армию США. Столкнувшись с тем, как модернизированная российская армия действует на Украине и в Сирии – используя при этом такое оборудование, как «Красуха-4», которая подавляет радары и авиационные системы – американские военные чиновники были вынуждены признать, что им приходится прикладывать массу усилий, чтобы не отставать от России.

Генерал-лейтенант Бен Ходжес (Ben Hodges), командующий войсками США в Европе, назвал российский потенциал РЭБ на Украине «умопомрачительным»
. В своем выступлении на конференции, состоявшейся в октябре, Рональд Понтиус (Ronald Pontius), заместитель начальника Киберкомандования армии США генерал-лейтенанта Эдварда Кардона (Edward Cardon), сказал: «Можно сделать только такой вывод, что мы продвигаемся вперед не в том темпе, которого требует от нас данная угроза».

Электронная война началась с момента вторжения России в Крым весной 2014 года. Вскоре после того, как в регион начало поступать российское оборудование РЭБ, украинские военные стали замечать, что их рации и телефоны выходят из строя на несколько часов подряд. Между тем, представители Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе много раз сообщали, что их беспилотники, проводившие наблюдение за ходом конфликта на востоке Украины, «подвергались радиоэлектронному подавлению GPS на военном уровне», что заставляло их отменять полеты дронов над зоной конфликта.

Полковник Джеффри Черч (Jeffrey Church), курирующий в армии электронную войну, настаивает на том, что ВС США необходимо наверстать отставание. Но это будет нелегко. Учитывая сокращения бюджета, нехватку оборудования РЭБ и сокращение численности личного состава, по словам Черча, ему удалось подготовить всего несколько сотен военнослужащих, что является всего лишь каплей в море по сравнению с силами РЭБ таких потенциальных противников, как Россия и Китай.

«У них есть целые роты, целые батальоны, целые бригады, специализирующиеся на миссиях РЭБ», – сказал Черч в своем интервью изданию Foreign Policy. Эти подразделения имеют в своем распоряжении «специальное оборудование РЭБ и специальные командные цепи для ведения РЭБ», добавил он.

В настоящее время в армии США миссии РЭБ выполняют всего 813 военнослужащих, а всего в ней предусмотрена 1000 таких позиций. Кроме того, командующие другими подразделениями армии США сопротивляются попыткам Черча перевести часть их солдат в свои подразделения. И в дальнейшем ситуация скорее всего еще больше усугубится в связи с общим сокращением численности армии США: на пике войн в Ираке и Афганистане ее численность составляла 570 тысяч военнослужащих, а к концу 2017 года она сократится до 450 тысяч. В течение следующих нескольких лет это число может уменьшиться до 420 тысяч, если Вашингтон не найдет компромисс по долгосрочному бюджету в следующие несколько месяцев.

В настоящее время в каждом батальоне армии США задачи РЭБ обычно поручаются двум военным, которые, по словам Черча, должны обеспечивать круглосуточную работу в условиях войны с технически развитым противником. В обязанности этих военнослужащих входит планирование операций и их согласование с другими батальонами, а также обеспечение исправной работы сложного оборудования. «Это слишком большая нагрузка для двоих, – отметил Черч. – Как мы можем обеспечить обстановку высокой интенсивности в борьбе с равным противником?»

Значительная часть имеющегося у американской армии оборудования, закупленного в последние десять лет, была профинансирована из дополнительных средств. По словам Черча, это значит, что оно в основном лежит на полках и ожидает ремонта и усовершенствования, поскольку сейчас нет регулярного финансирования.

Проведя оценку потенциала Москвы, Управление исследований иностранных вооруженных сил Армии США заключило, что у России «действительно имеется растущий потенциал РЭБ, и политическое и военное руководство понимает важность» подобных средств ведения войны. «Их растущие возможности ослеплять и выводить из строя системы цифровой связи могут помочь им уравнять силы в борьбе против противника, превосходящего их по силе», – говорится в докладе управления.

Украина, которая располагает такими радиоэлектронными системами, которые легко блокировать, оказалась идеальным полигоном для демонстрации возможностей Москвы. Усилия России «вероятнее всего направлены не столько на Украину, сколько в адрес НАТО и более серьезных противников», как заметил эксперт Дмитрий Горенбург, старший научный сотрудник Центра военно-морского анализа некоммерческой научно-аналитической организации.

В марте прошлого года заместитель министра обороны Роберт Уорк (Robert Work) создал комитет по РЭБ во главе с Фрэнком Кендаллом (Frank Kendall). В то время Уорк отметил, что Министерство обороны «перестало уделять должное внимание РЭБ на программном и стратегическом уровне».

Хотя военные США разрабатывают несколько программ по обновлению и улучшению интеграции средств радиоэлектронной борьбы, ни одна из них не будет реализована в ближайшее время. Между тем, по словам Черча, солдаты уже сейчас должны начинать подготовку к ведению боя в условиях новых разновидностей войн, а именно войн с применением новейшего электромагнитного оружия, которое становится одной из основ вооруженных сил самых сильных противников США.

Оригинал публикации: Russia’s Winning the Electronic War
_________________
Sevdig

"Единственное, что требуется для триумфа зла - это, что бы хорошие люди ничего не делали."
(Э.Берг)
Sevdig
Адмирал
Адмирал



Возраст: 55
Пришёл: 02.04.2003
Сообщения: 4469
Откуда: Подземный Севастополь
Личное сообщение
Профиль      Сайт

Прямая ссылка на это сообщение Чт, 12.11.2015, 02:59             цитировать    

Российское ТВ «выстрелило» по Западу суперторпедой | Русская весна

Российские государственные каналы непреднамеренно раскрыли информацию о засекреченной ядерной торпеде, заявили в Кремле.

Как уточняет Guardian, речь идет о боеприпасе огромной мощности, способном сделать непригодным для жизни целый регион.

Впрочем, британское издание сомневается, что утечка была случайной.

Как сообщает Guardian, Кремль подтвердил, что российское телевидение «случайно» показало засекреченные данные о ядерной торпеде «Статус-6». Два подконтрольных государству канала — НТВ и Первый канал — транслировали кадры, на которых военный чиновник рассматривал секретный документ с описанием этой боевой системы.

В телесюжетах появлялось хорошо различимое изображение этого документа. В нем говорится, что эти ядерные торпеды, запускаемые подводными лодками, создают «зоны обширного радиоактивного загрязнения, непригодные для осуществления в них военной, хозяйственно-экономической и иной деятельности в течение длительного времени».

Эти кадры были сняты в Сочи во время недавней встречи Владимира Путина с представителями вооруженных сил. В ходе заседания президент подчеркнул, что «Россия примет необходимые меры по укреплению потенциала ядерных сил».

Как отмечает издание, сюжеты с секретной системой были показаны на следующий день после встречи, но позже пропали из эфира. Тем не менее несколько интернет-сайтов успели опубликовать скриншоты из этих видеороликов.

«Действительно, там некоторые секретные данные попали в объектив камеры, поэтому они впоследствии были удалены. Надеемся, что такого больше не повторится», — заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.

Между тем, заключает издание, остается неясным, как эти кадры оказались в эфире жестко контролируемых телеканалов.

Комментарии читателей на сайте Guardian:

yossarianC: Это все равно, что пригласить девушку на ужин и «случайно» оставить вырезку из газеты о том, как вы спасли утопающего в море котенка: «Что это? О нет! Ты не должна была это увидеть!»

nnedjo: Не связано ли это как-то с недавней речью министра обороны США Эша Таинственного Картера? В своей речи он заявил, что в ответ на российскую провокацию США разрабатывают несколько новых систем вооружения, которые «он не может описать». И, о чудо, русские сразу же показали по ТВ свое секретное оружие: -)

DylanWarnock: У русских есть ядерное оружие. Какое потрясающее открытие. И какая увлекательная статья.

bobbejaan66: Странно. Они должны запускаться с морского дна? Путин — президент или злодей из фильмов о Бонде?

Hans222: Путин просто дурак или он работает на ЦРУ, и эта ошибка была сделана намеренно?

Политическая ситуация в сегодняшней России настолько странная, и Влад (Владимир Путин — прим. ред.) так часто действует во вред себе и жизненным интересам своей страны, что эта идея не выходит у меня из головы уже почти год.

С другой стороны, единственная просочившаяся информация — это факт, что у российского флота есть такие торпеды. Что можно вынести из их изображения? Думаю, немного — и это означает, что моя идея — это небольшое преувеличение.
_________________
Sevdig

"Единственное, что требуется для триумфа зла - это, что бы хорошие люди ничего не делали."
(Э.Берг)
Sevdig
Адмирал
Адмирал



Возраст: 55
Пришёл: 02.04.2003
Сообщения: 4469
Откуда: Подземный Севастополь
Личное сообщение
Профиль      Сайт

Прямая ссылка на это сообщение Ср, 18.11.2015, 12:45             цитировать    

Два корабля с ракетами "Калибр-МК" усилили Крымскую группировку



Москва. 18 ноября. INTERFAX.RU - К месту постоянной дислокации в Севастополь в среду прибыли новейшие малые ракетные корабли Черноморского флота "Серпухов" и "Зеленый Дол", сообщает штаб флота.

"Приход сразу двух новейших кораблей является знаковым для черноморцев, поскольку с 2002 года, когда в Севастополь с Балтийского флота был перебазирован ракетный корабль на воздушной подушке "Самум", ЧФ надводными боевыми кораблями такого класса не пополнялся", - говорится в сообщении, поступившем в "Интерфакс" в среду.

МРК "Зеленый Дол" и "Серпухов" является четвертым и пятым кораблями модернизированной серии "Буян-М", построенными в рамках реализации кораблестроительной программы ВМФ на Зеленодольском судостроительном заводе имени Горького. Они имеют увеличенное водоизмещение и, помимо средств самообороны, оборудованы новейшим ракетным комплексом большой дальности "Калибр-НК".

Накануне они успешно завершили государственные испытания в Новороссийске и совершили суточный переход в главную базу флота.
_________________
Sevdig

"Единственное, что требуется для триумфа зла - это, что бы хорошие люди ничего не делали."
(Э.Берг)
Савилов В.Н.
Адмирал
Адмирал




Пришёл: 15.02.2005
Сообщения: 4855
Откуда: Севастополь
Личное сообщение
Профиль      

Прямая ссылка на это сообщение Чт, 26.11.2015, 03:44             цитировать    

Формирование в Крыму 97-го десантно-штурмового полка 7-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии

bmpd

Как сообщают информационные ресурсы соседней страны в районе населенного пункта Калиновка (3 км к юго-западу от г. Джанкой) начато развертывание 97 десантно-штурмового полка 7 десантно-штурмовой (горной) дивизии дислоцированной в районе Новороссийска.

Недавно Командующий ВДВ объявив о создании третьих полков в составе дивизий ВДВ, предположил, что третий полк 7 дивизии может быть развернут в районе Джанкоя на территории Республики Крым.
Ранее номер 97 носил расформированный в 1997 году 97-й гвардейский парашютно-десантный ордена Красной Звезды Кубанский казачий полк.

***

24 ноября 2015г. украинские СМИ пестрели заголовками новостей, о том что в район Джанкоя бортами ВТА переброшены 2 батальона российских десантников.

С учетом нынешних "электрических" события, видать это "вежливые электрики"

С уважением, Владимир
_________________


А вот хрен им, а не Россия, даже если по нас пройдут (с.)
И.Кошкин "Когда горела броня"
Савилов В.Н.
Адмирал
Адмирал




Пришёл: 15.02.2005
Сообщения: 4855
Откуда: Севастополь
Личное сообщение
Профиль      

Прямая ссылка на это сообщение Пн, 30.11.2015, 09:02             цитировать    

Как рождаются вертолёты: новый Ми-8АМТШ-ВА для Арктики

Очень интересный фоторепортаж с Улан-Удэнского авиационного завода (УУАЗ) - один из крупнейших и старейших в России авиационных заводов

http://bmpd.livejournal.com/1601761.html

Обращаю внимание - полно в цехах молодежи.

С уважением, Владимир
_________________


А вот хрен им, а не Россия, даже если по нас пройдут (с.)
И.Кошкин "Когда горела броня"
Савилов В.Н.
Адмирал
Адмирал




Пришёл: 15.02.2005
Сообщения: 4855
Откуда: Севастополь
Личное сообщение
Профиль      

Прямая ссылка на это сообщение Пн, 30.11.2015, 09:06             цитировать    

Правительство Индонезии утвердило закупку 12 истребителей Су-35

[url]bmpd[/url]

Как сообщило 26 ноября 2015 года индонезийское отделение американской телекомпании CNN, главнокомандующий ВВС Индонезии главный маршал авиации Агус Суприатна заявил журналистам в Джакарте, что правительство Индонезии утвердило закупку 12 российских многофункциональных истребителей Су-35.

С уважением, Владимир
_________________


А вот хрен им, а не Россия, даже если по нас пройдут (с.)
И.Кошкин "Когда горела броня"
voleg
Статский советник



Возраст: 54
Пришёл: 15.01.2003
Сообщения: 914
Откуда: Тюмень
Личное сообщение
Профиль      Сайт

Прямая ссылка на это сообщение Сб, 19.12.2015, 02:39             цитировать    

Показать сообщения:   
Создать     Ответить на тему    Список форумов Севастополь.ws -> Общественно-политический Часовой пояс: GMT + 2
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
Страница 2 из 4

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001-2008 phpBB Group

© 1997-2008, Sevastopol.ws
Executed in 0.114 sec, 30 queries