Sevastopol.ws - вне границ, времени, расстояний...  Севастопольцам и гостям города...  Подземный Севастополь  Фотогалереи  Форумы  Страницы истории
     Информация о проекте
     Реклама у нас
     Обратная связь
 сделать стартовой  СЕВАСТОПОЛЬ  ПОДЗЕМНОСТИ  ФОТОГАЛЕРЕИ  ФОРУМ  ИСТОРИЯ
 НАВИГАТОР
  
     Прогулки
    Все течет, все меняется
    Форум
     Галереи
    Погода
 ПОИСК
 расширенный поиск
 Городские новости
 4 ноября, 12:53
z

14 июня, 12:17
По Крымскому мосту прошёл первый железнодорожный состав

21 марта, 09:03
Пятилетие Русской весны в Севастополе

10 августа, 09:18
Нужны ли Севастополю дети?

18 июля, 07:38
Рабочие военного завода в Севастополе требуют отменить пенсионную реформу



 Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30
 Вход для пользователей
Логин:

Пароль:




Новости >> Севастополь >> Хрущев против Екатерины Великой




Хрущев против Екатерины Великой

Хрущев против Екатерины Великой



21 марта 2010 г. 15:13

21 марта на Первом канале стартует 14-серийный проект «Севастопольские рассказы».  По жанру это  - синтез между игровым и документальным кино. Ничего общего с одноименным  литературным трудом Льва Толстого цикл не имеет. Тогда для чего он и о чем?

Может ли быть случайным такое совпадение: на Украине к власти приходят новые люди - лояльные  Москве - и тут же на главном канале России выходит проект о  непростой доле Севастополя - города, который многие  в России до сих пор считают своим, отданным Украине лишь по дурости  Хрущева?

Вопрос этот скорее  риторический. И съемочная группа  обходится «общими фразами»:

- Мы не стремились затронуть ничьих политических  или национальных интересов. Но Севастополь занимает твердое место в отечественной и мировой истории, и это не вычеркнешь из памяти, - дипломатично говорит продюсер цикла Светлана Резвушкина.

И все-таки... Как там у классика? «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется»...

 Цифры

Проект сделан в модном на Западе жанре инфотейнмента - когда информируют развлекая. Доселе на отечественном ТВ этот жанр был по зубам лишь Леониду Парфенову - с его Гоголем, Пушкиным и нынешним «Хребтом России». Посмотрим, как к решению задачи подошла группа «Севастопольских рассказов».

3 года снимался этот цикл, группа постоянно была в разъездах  между Перекопом, Бахчисараем, Севастополем, Санкт-Петербургом и Москвой.

200-летнюю историю Севастополя  - с момента его основания  Екатериной Великой - охватывает проект.
 

Половина жителей города приняла участие в массовках к этому фильму.

В ноябре 1914-го Первая мировая война докатилась до Севастополя. Изменилась российская военная форма: исчезли красные и синие мундиры, армия оделась в хаки и противогазы. Изменилась и этика войны. Процветали вероломство, шпионаж, диверсии. В православную Пасху  русские моряки выловили немецкую мину с надписью «Христос воскресе!»

Первая школа авиаторов и аэродром  появились под Севастополем в Каче. Этим Россия была обязана Великому князю  Александру Михайловичу - отцу русского воздушного флота.  Воспитанником, а потом и инструктором  этой школы был знаменитый ас, герой войны Константин Арцеулов, сумевший первым в мире разработать и опробовать тактику выхода из штопора. С его именем связан исторический анекдот: он вернулся  в город во время  панихиды по самому себе.

Первую в истории  совместную операцию морских и военно-воздушных  сил  применил Александр Колчак, который  был командующим Черноморским флотом.

В 1916 году  прямо  в бухте Севастополя  взорвался и загорелся флагман Черноморского флота линкор «Императрица Мария». Много лет спустя почти на этом же месте  горел крейсер «Очаков» и затонул линкор «Новороссийск».

90 лет было на момент съемок исполнителю роли старого матроса Абакумова, караульного на «Императрице Марии». Эту роль сыграл  простой рыбак. Он до сих пор ходит в море, а его отец  служил на той самой легендарной «Императрице Марии».

196 см - таков рост главного рассказчика цикла - актера Игоря Золотовицкого.

Игорь Золотовицкий в серии «За Веру, Царьград и Отечество»

 

Компьютерные технологии и шляпные картонки

Для воссоздания  исторических эпох создателям фильма пришлось использовать все известные кинометоды. По признанию режиссера цикла Александра Бруньковского, еще на старте ему приснилась театральная ширма... Именно ее решено было взять за основу художественного решения цикла: отгородился - и вот позади - прошлое, а перед тобой - настоящее. В сериале в  роли ширмы выступил... зеленый хромакей, который постоянно фигурирует в кадре, который путешествовал с группой  по всем городам и весям и все норовил улететь на ветру. На хромакее  воссоздавались все компьютерные трюки. Например,  портрет Григория Потемкина, который превращается в лицо Игоря Золотовицкого,  или «ожившая» гравюра, с которой вдруг сходят лодочки и отправляются в морское странствие.

Однако технологии технологиями, но и настоящим реквизитом пришлось обзавестись. Чернильница 18 века, которой пользуется императрица, личные очки и бинокль Чехова, хирургические инструменты Пирогова, письменные принадлежности Волошина, старинные столовые приборы из крымских дворцов, подлинный бильярд Николая II... Прибавьте к этому  старинные автомобили, поезд времен Первой мировой войны, самолеты...

Впрочем, художникам потрудиться пришлось  и «руками»: был воссоздан  интерьер кареты - точной копии той, на которой ездила Екатерина и которая ныне хранится в Оружейной палате, сшиты десятки  костюмов...  Художниками проекта выступили Дмитрий Андреев и Владимир Никифоров. Они уже делали «исторические  костюмы» для фильмов «Братья Карамазовы», «Пелагея и белый бульдог», но все это имеет бледный вид перед «Севастопольскими рассказами». На одно только из платьев Екатерины они нанесли  настоящее церковное золотое шитье. А другой наряд - дорожный с муфтой - они воссоздали по парадному портрету императрицы - картину пришлось изучать с лупой в руках!

Кард из серии «Толковый словарь русского флота»

 

Величественная императрица и позорный адмирал

Кстати, об императрице. Ее роль в цикле исполнила... телепродюсер Валентина Шульга. А вот роль  легендарной сестры милосердия Даши Севастопольской, спасавшей раненых во время Крымской войны, сыграла редактор местной студии  Елена Делендриева.

Мы уже упоминали, что в массовках приняла участие половина населения Севастополя. Так вот: играть солдат -  перемазанных грязью, сажей и кровавыми заменителями, - местные жители просто рвались. А вот  на роль  адмирала Октябрьского желающих не нашлось. Почему? Потому что с ним связана самая трагическая для севастопольцев страница в истории. В 1942-м, в разгар боев, адмирал, уходя из города, бросил в нем огромное количество защитников. Он всего-навсего не сообщил наверх, что в Севастополе остались тысячи людей. И ушел. А они остались и продолжали обороняться. Так вот: съемочная группа нашла человека из местных, очень похожего на Октябрьского. А тот наотрез отказался сыграть адмирала, сказав: «Зачем мне брать на душу такую тяжесть?»
А именем Октябрьского, между прочим, в Севастополе до сих пор названа одна из улиц.

Император Николай Второй - персонаж серии «Броненосец „Потемкин", или Мятежный флот»


   
 Много кадров в сериале посвящено Николаю II, Его сыграл тоже непрофессиональный актер - а просто человек, удивительно похожий на императора, - режиссер-документалист Илья Кукин.  Принцип снимать неактеров, а друзей был совершенно оправдан: экономия средств, да и люди-непрофессионалы так отдавались проекту! Кстати, о Николае, к фигуре которого  до сих пор в России разное отношение. Любопытный факт откопала сценарист цикла Елена Полякова:

- После убийства  в 1918 году царя и его семьи  среди вещей были найдены  военные шаровары, в которых император работал, пилил дрова. Они с заплаточками и памяткой в углу левого кармана:" Изготовлены 4 августа 1900 года", «Возобновлены 8 октября 1916 года». Вот и думайте...  

Что же до Игоря Золотовицкого, то ему пришлось переиграть в этом цикле массу ролей - от военного хирурга Пирогова до фаворита Екатерины  Григория Потемкина.

- Ничего подобного в моей практике не было, - говорит Игорь. - История Севастополя - история подлинного патриотизма, и наш фильм наполняет веским содержанием это слово. Я часто брал на съемки в Крым моего младшего сына Сашу. В серии про оборону Севастополя времен Крымской войны режиссер Александр Бруньковский доверил ему важную роль - барабанщика. Сын серьезно отнесся к дебюту в кино. Спустя год Сашу «повысили» - до наследника престола цесаревича Алексея. А недавно сын заявил мне, что решил стать... историком.

Смех да и только!

Несмотря на то что «Севастопольские рассказы» - проект серьезный,  снимали его весело, со всевозможными курьезами. Чего стоили «переходы» границы между Украиной и Россией, которые чуть ли не ежедневно совершал Игорь Золотовицкий. В один из таких «вояжей»  костюмер доверила Игорю картонки с бесценным грузом - антикварными шляпками. На украинской таможне у Игоря поинтересовались, не везет ли он каких-то исторических ценностей. Он уверенно ответил: «Нет!» И тут с картонок предательски соскочила упаковка и обнаружилась надпись: «Осторожно, антикварные шляпы!»... Игоря пропустили лишь потому, что одна из таможенниц была его фанаткой.

Эпизод мятежа на «Потемкине»


А еще бедного Золотовицкого довели на съемках до ангины. Снимали сцену восстания на «Броненосце Потемкине». Работали в ноябре, в Питере, на «Авроре». Был уже жуткий холод. А  восстание-то было летом. Полдня «Аврору «очищали от снега, потом дымовой завесой скрывали пар от дыхания по-летнему одетого Золотовицкого. Но дым в машине закончился, а съемки надо было завершить до темноты - и тогда Золотовицкого заставили... есть мороженое. Если поесть  этот продукт на морозе - какое-то время пара изо рта не будет. Дублей было много. Мороженого пришлось съесть тоже немало. В итоге - ангина. Но чего не сделаешь ради искусства?
 
Например, оператор-постановщик  Иван Макаров ради десятисекундного кадра  трусящей по пыльной дороге полуторки, снятой сверху, забирался на кукурузник и на страховочном ремне свешивался из самолета  - и это несмотря на старую производственную травму!
Что уж говорить о таких «мелочах», как лежание в колючих кустах  в зимнем обмундировании, в шинели и сапогах - при жаре  в 40 градусов!   

История в лицах, фактах и анекдотах

Первая серия «Севастопольских рассказов» начинается с зимы  1786 года - именно тогда Екатерина Великая рискнула покинуть  на полгода столицу и отправилась к Черному морю, чтобы показать  миру завоеванные  в войне с Турцией владения - Крым. В этом путешествии императрицу сопровождали вельможи, иностранные дипломаты - по совместительству шпионы. Принял участие в вояже и австрийский император Иосиф II.

Организатором поездки был фаворит Екатерины граф Потемкин. Именно  ему принадлежала идея строительства в Крыму  деревень «на скорую руку», получивших название «потемкинских». Но не знакомство с ними  было целью путешественников. Главное  состояло в том, чтобы оценить российский флот. Все знали, что даже для строительства крепости не было  на этой земле  ни дерева, ни камня. Но никто не мог предположить, что хитроумные русские пустят на строительство... развалины древнегреческого Херсонеса. И  когда  перед глазами путешественников возник новый российский форпост: крепость Севастополь с развевающимся Андреевским флагом и причалившие у крепости мощнейшие корабли, иностранцы не смогли сдержать своего восхищения.

Идет съемка серии «Толковый словарь русского флота»

Много еще занятных историй и даже анекдотов узнает зритель из этого проекта. Драматическая судьба города, призванного первым принимать на себя удар и защищать, раскроется во всех подробностях - без купюр, как обещают авторы фильма.
Ну а последняя, 14-я, серия будет посвящена  событиям, произошедшим после Великой Отечественной войны.  Трагическая и загадочная  гибель военного корабля  «Новороссийск» в 1955-м снималась на крейсере «Кутузов".

Ну и, конечно, передача Крыма Украине - по указу Хрущева...

Можно предположить, что определенным кругам на Украине этот сериал покажется провокационным. Более того, уже при съемках цикла группе пришлось столкнуться с рядом проблем и максимально осложнить себе жизнь. Но фильм все-таки выходит на экраны, и теперь наше делать смотреть его и выносить оценки. Исторические в том числе.


Снят ли сериал при поддержке Российского государства?

Официальным спонсором проекта значится промышленная группа «Таврида Электрик», а ее директор Алексей Чалый говорит:
  - Нами двигало беспокойство о будущем Отечества, расположенного по обе стороны российско-украинской границы. Поэтому проект ориентирован на новое поколение  граждан России и Севастополя, которое не очень сильно в истории.

Источник: ВокругTV

Автор: owl80

 О разделе
 Новости и материалы, так или иначе связанные с Севастополем: деловые новости, политические сводки, культурные события, криминальная хроника, происшествия, стихийные бедствия...

Вы можете участвовать в наполнении раздела:

Предложить новость
 Наш опрос
Как вы оцениваете изменения в благоустройстве и градостроительсве Севастополя за последние 5 лет?





Отдано 88 голосов
Реклама у нас
Информация о проекте
© 1997-2024, Sevastopol.ws. Любая перепечатка без ссылки на сайт и коммерческое
использование материалов сайта без разрешения авторов запрещены.
Дизайн: MadWasp
Кодинг: Basil
Executed in 0.158 sec, 51 queries