Список форумов Севастополь.ws
Севастополь.ws   |   FAQ   |   Правила   |   Поиск   |   Пользователи   |   Регистрация
Личные данные   |   Войти и проверить личные сообщения   |   Вход

Я расскажу вам немного про подводников-черноморцев
На страницу Пред.  1, 2, 3
 
Создать   Ответить на тему    Список форумов Севастополь.ws -> Страницы истории
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
ranglex
Старший лейтенант
Старший лейтенант




Пришёл: 16.11.2005
Сообщения: 787
Откуда: Севастополь
Личное сообщение
Профиль      

Прямая ссылка на это сообщение Вс, 25.11.2007, 06:09             цитировать    

foster писал(а):
Ёлки. Чего не так-то! Sad
[img]http://foto.rambler.ru/users/transkir/2/1/webbig.html[/img]


foster, я вам отправил в ЛС рекомендации по вставке фотографий
_________________
(С) Гельвеций: Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов.
vorob
Старшина 2-й статьи
Старшина 2-й статьи



Возраст: 68
Пришёл: 02.06.2006
Сообщения: 149
Откуда: Керчь
Личное сообщение
Профиль      Сайт

Прямая ссылка на это сообщение Ср, 28.11.2007, 12:16             цитировать    

Господа! Вот: рекомендую ресурс http://www.weltkrieg.ru/info/loses/ Здесь детально расписаны все потери противника на морях. В том числе и на Черном море. По воспоминаниям больших начальников того времени и современных историков основывающихся не на эмоциях, а на архивах - две бригады ПЛ на ЧФ во время войны показали себя низкоэффективно по двум причинам: первая, из-за нижайшего уровня командирской подготовки руководящего состава подводников (от командиров и выше), постоянно допускались безграмотные решения на развертывание и применение ПЛ, что дало кроме низкой эффективности ещё и огромные, катастрофические потери ПЛ; второе, низкая техническая готовность самих лодок, ПЛ в тот период 90% своего цикла проводили в ремонтах, техническая неготовность лодок не позволяла их использовать даже с 10% "КПД". Немцы в этом отношении показали значительно большую эффективность (в течение ноября 1942 - сентября 1944 года) своих только 6 малых ПЛ IIВ серии в составе 30 флотилии (Констанца). Это если очень коротко. Разумеется, за всеми этими положениями стоят исследованные и доказанные факты, которые и учитываются в современной боевой подготовке подводного Флота России. И слава Богу! Такое "нерентабельное" использование подводников и их кораблей не должно повториться.
_________________
"Дальность видимости горизонта определяется высотой глаза наблюдателя."
С.О.Макаров
Савилов В.Н.
Адмирал
Адмирал




Пришёл: 15.02.2005
Сообщения: 4856
Откуда: Севастополь
Личное сообщение
Профиль      

Прямая ссылка на это сообщение Ср, 16.04.2008, 11:09             цитировать    

ОБЗОР "ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК ЧФ ДЛЯ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ В ОСАЖДЕННЫЙ СЕВАСТОПОЛЬ"

№ 31203 4 августа 1942 г.

Июнь-июль 1942 г.
К перевозке грузов с Кавказского побережья в г. Севастополь и к эвакуации раненых из осажденного Севастополя в июне-июле месяцах 1942 г. были привлечены подводные лодки Черноморского флота. Для выполнения этих операций были использованы подводные лодки всех типов. Перевозка грузов на подводных лодках проводилась впервые, и опыта в этом деле не было никакого. Подлодки типа <М> и <А>, выгрузив торпеды и часть артбоезапаса, брали груз в Новороссийске и следовали в Севастополь.
Так, 14 июня подлодка <М-33> (командир лодки капитан-лейтенант Суров) приняла на борт консервированный гороховый суп в банках, общим весом около 7 тонн. В весовом отношении количество груза соответствовало предварительным расчетам, но вместить в лодку груз легкий по весу и объемистый по габаритам представляло большие затруднения, требовалось много места. Ящики с консервами укладывались, где только было возможно. Основное количество грузов было размещено во 2-м и 4-м отсеках. В первом рейсе подлодка оказалась настолько забитой грузами, что многие ответственные механизмы не имели к себе доступа. Например, если бы при погружении вентиляция первого номера пневматически не отработала, то вручную ее открыть было бы невозможно. Недопустимость такой загрузки лодки была совершенно очевидной. В последующих рейсах других подлодок этот недостаток не повторялся. Закончив погрузку, лодка 14 июня вышла в Севастополь. К берегам Крыма она подошла в районе Кикенеиза и в 50 кабельтовых от берега произвела погружение, пройдя в подводном положении до Траверза Балаклавы, где лодка всплыла. После всплытия лодка была обнаружена самолетами противника. За Балаклавой по лодке открыла огонь немецкая батарея. Когда снаряды стали накрывать лодку, ей пришлось уйти под воду и подводным ходом идти до Фиолента. 15 июня в 23 ч 30 мин лодка благополучно вошла в Камышевую бухту, в течение часа произвела разгрузку сразу на автомашины и через три часа вышли в Новороссийск. По пути три раза погружалась от самолетов противника.
Подлодка <М-33> совершила два рейса. Для третьего рейса было погружено в лодку 7 тонн боезапаса и 6 тонн бензина. Бензин был принят в 4-ю балластную цистерну. Лодка вышла из Новороссийска, но была возвращена, ей было приказано откачать бензин. Не успев как следует очистить лодку от растекавшегося по всем трюмам бензина и от большого скопления бензиновых паров внутри лодки, она вышла на дифферентовку. До начала дифферентовки при окончании приема расчетной дифферентовочной воды произошел взрыв паров бензина. Воспламенение произошло в центральном посту и распространилось по всем отсекам, кроме концевых. Люди, находившиеся внизу, особенно в центральном посту, получили сильные ожоги. Но, несмотря на это, они продолжали выполнять свои обязанности, и лодка ни на минуту не теряла управление. Из центрального поста люди вышли наверх с горящей на них одеждой, обгоревшими лицами и руками, на всех горела кожа тела, так как они до пояса были голые. Командир приказал бойцам прыгать в воду. Своему помощнику лейтенанту Рузову он приказал спуститься вниз и осмотреть, задраены ли переборки. Внизу стоял черный дым и невыносимая жара. Дышать было нечем. Командир отделения мотористов Бувалко спустился во второй и четвертый отсеки для проверки, не горят ли мины. Командир БЧ-5 Орденоносец инженер-лейтенант Сапегин в момент взрыва сильно обгорел, превозмогая боль, он без приказания командира обошел все отсеки, тщательно их обследовал и только после полного осмотра лодки поднялся наверх, доложил командиру, что очагов пожара в отсеках нет и тут же потерял сознание. После взрыва лодка подошла к стенке. Все пострадавшие были отправлены в госпиталь. Выгрузив боезапас, личный состав приступил к очистке лодки, путем щелочения и промывки соляром цистерн, трюмов и магистралей.
При взрыве от сильного давления сел металлический настил над батареей и замкнул в нескольких местах элементы батареи. Побиты электроприборы и манометры. 27 июня лодка пришла в Очемчири для ремонта. Личный состав подлодки вел себя исключительно мужественно и стойко. Не было ни одного случая трусости или малодушия. Все были готовы выполнить любое приказание командира.
Другая подводная лодка <М-60> (командир лодки капитан-лейтенант Кудрявцев) в Новороссийске приняла на борт мины, противотанковые патроны и мясные консервы, общим весом 7 тонн. Дополнительно в 4-ю цистерну был принят бензин. Почти уже закончили приемку бензина, как во всех отсеках произошел взрыв паров бензина. Из рубочного люка вырвался большой столб пламени с густым черным дымом. Из центрального поста выскочили наверх сильно обгоревшие люди. По приказу командира они бросились в воду. Командир отделения Власенко весь в огне (горела одежда и волосы) перед прыжком в воду крикнул командиру: <Закройте судовую вентиляцию, внизу горят мины>. Секретарь парторганизации командир БЧ-5 воентехник 1 ранга Кохин, находившийся на верхней палубе, услышав, что внизу горят мины, бросился во второй отрек и вместе со старшиной группы электриков Глебовым вынесли наверх два ящика с горящими минами. Обследовав весь отсек и убедившись, что горящих мин больше нет, они вышли наверх. Следуя примеру секретаря парторганизации, все краснофлотцы и командиры работали смело и отважно, пренебрегая личной опасностью. Лодка немедленно дала ход и отошла от танкера с бензином. Людей из воды приняли на другую, рядом стоящую подводную лодку.
Более серьезные последствия произошли на подлодке <М-32> (командир лодки капитан-лейтенант Колтыпин). 21 июня, прогрузив мины и винтовочные патроны весом 8 тонн и приняв 6 тонн бензина, лодка вышла в Севастополь. Придя в Стрелецкую бухту, выгрузили боезапас и откачали бензин. Однако бензин обнаруживался в самых неожиданных местах по всей лодке. 23 июня при погружении для дифферентов и заполнения 4-й баластной цистерны пары бензина из этой цистерны выходили внутрь лодки (наружной вентиляции цистерна № 4 не имеет).
В момент окончания дифферентов произошел взрыв в центральном посту. Лодка была под водой. При взрыве люди получили ожоги лица и рук и, несмотря на это, вели себя исключительно смело и самоотверженно. Обгоревшие товарищи рвались исполнять служебные обязанности и помогали, как могли. Сложность обстановки усугублялась тем, что лодка не могла выйти из бухты в светлое время суток, так как сразу же попала бы под ураганный огонь батарей и самолетов противника.
Штабом флота командиру лодки было отдано приказание выбрать удобное место и лечь на грунт до наступления темноты. С наступлением темноты всплыть и идти в Новороссийск. Лодка должна была пролежать на грунте 16 часов. Условия внутри лодки были чрезвычайно тяжелые, воздух в помещениях лодки насыщался парами бензина, но другого выхода не было. Командир лодки, найдя 35-метровую глубину у выхода из Стрелецкой бухты, лег на грунт. Кроме экипажа корабля на лодке находились: два корреспондента, два командира из гидрографического отдела флота, два раненых командира с фронта и две женщины, взятые из Севастополя. Командир лодки отдал приказание: <Всем лежать и лишних движений не делать>. А сам до 10 часов проверял отсеки и беседовал с людьми. Воздух в лодке сильно насытился парами бензина, люди стали дуреть, терять сознание.
В 12 часов секретарь парторганизации лодки тов. Сидоров разбудил командира и сказал: <В лодке тяжело, надо что-то делать>. Командир лодки проверил состояние людей и убедился, что в нормальном состоянии остались единицы. Акустик Кантемиров лежал на настиле и плакал, приговаривая непонятные слова. Моторист Бабич кричал и плясал. Электрик Кижаев медленно ходил по отсекам и кричал: <Что это все значит>. Большинство людей лежало в обморочном состоянии. Женщины уговаривали командира всплыть, а когда им обяснили, что этого нельзя сделать, им стало казаться, что экипаж лодки почему-то решил коллективно умереть, и просили застрелить их. К 12 часам способность соображать и действовать сохранилась только у трех человек: командира лодки Колтыпина, старшины группы Пустовойтенко и краснофлотца Сидорова. До 17 часов командир ходил, спал, временами терял сознание. Когда командир почувствовал, что дальше не выдержать, он приказал Пустовойтенко не спать, считая боевой задачей - во что бы то ни стало продержаться до 21 часа и тогда разбудить командира. Несколько раз командир просыпался и напоминал Пустовойтенко о его задаче. Пустовойтенко продержался до 21 часа, стал будить командира, но последний встать не мог. Взятый с берега, взамен обгоревшего механика Дьяконова, механик Медведев, будучи в ненормальном состоянии, несколько раз ходил в первый и шестой отсеки и пытался открыть люки. За ним спокойно ходил краснофлотец Сидоров и за ноги оттаскивал его от люков. Медведеву все же удалось незаметно отдраить люк в 6-й отсек, но 35-метровое давление не дало люку открыться. Люк остался отдраенным, и это впоследствии сказалось. Пустовойтенко пытался разбудить механика Медведева, на руках перенес его в центральный пост, чтобы с ним продуть лодку и всплыть, но этого сделать не удалось. Тогда Пустовойтенко решил перенести в центральный пост командира лодки, самому продуть балласт и, когда лодка всплывет, вынести командира наверх, надеясь, что на свежем воздухе он быстро очнется. Пустовойтенко продул среднюю. Лодка всплыла под рубку. Затем он открыл люк, но от удара свежего воздуха тоже стал терять сознание. Чувствуя, что он теряет сознание, успел задраить люк и упал вниз. В таком состоянии лодка оставалась на протяжении двух часов. Через отдраенный люк в 6-й отсек стала поступать вода, заполнила трюм 6-го отсека и залила главный электромотор. Течением воды лодку отнесло на каменистый берег к Херсонесскому маяку. Когда Пустовойтенко пришел в себя, он открыл рубочный люк и вынес наверх командира лодки. Командир очнулся, но управлять лодкой долго не мог. Пустовойтенко за это время пустил судовую вентиляцию, задраил люк в 6-й отсек и откачал воду из трюма, продул главный балласт, вынес наверх электрика Кижаева, привел его в чувство, отнес вниз и поставил его на вахту к электростанции. Командир лодки приступил к управлению кораблем. Лодка стояла носом к берегу. Командир дал команду <задний ход>, а электрик Кижаев, не придя еще в полное сознание, вместо <назад> дал ход <вперед>. Командир спустился вниз и спросил Кижаева, почему он не дает хода назад. Кижаев на это ответил: <Наша лодка должна идти только вперед, назад нельзя: там фашисты>. Командир приказал Пустовойтенко стоять у станции и обеспечивать правильное исполнение команд Кижаевым, сознание которого еще не совсем прояснилось. От ударов о камни сломался вертикальный руль и мог перекладываться только влево. Батарея разрядилась. Сняться с камней не могли. Командир, будучи в полусознании, не находил правильного решения. В этот тяжелый для лодки момент краснофлотец Гузий сказал командиру: <Товарищ командир, а что если мы рванем дизелем>. Командир сразу же принял этот простой и правильный совет. Пустовойтенко и моторист Щелкунов приготовили дизель и дали с места 600 оборотов. Лодка пошла по камням и вышла на чистую воду. Обогнув Херсонесский маяк, лодка вышла из минного поля и взяла курс на Новороссийск. Зная, что по пути следования предстоят погружения, включили на зарядку батарею. От работы дизеля в лодке усилилась вентиляция и атмосфера несколько разрядилась, люди начали приходить в себя. 25 июня утром лодка прибыла в Новороссийск, ее промыли, прощелочили и 26 июня она вышла в Очемчири.
Оценивать действия людей на этой лодке в обычном смысле нельзя, поскольку с течением обстоятельств почти весь личный состав был выведен из строя, кроме одного физически сильного старшины группы тов. Пустовойтенко. Тов. Пустовойтенко, краснофлотец Сидоров и командир подлодки Калтыпин сделали все для спасения корабля и всего личного состава. Выполняя воинский долг перед Родиной, люди этой героической лодки шли на любые лишения, шли на самопожертвования, но боевую задачу командования выполнили с честью.
Последующие операции подлодок по перевозке грузов в Севастополь никаких происшествий не имели, хотя они также брали и бензин. Единственная крупная неприятность, которую пришлось испытать личному составу - это действие паров бензина.
После откачки бензина, при новой дифферентовке, учитывая опыт первых лодок, принимались возможные меры предосторожности, а именно: при заполнении балласта оставляли пустой среднюю цистерну и рубочный люк открытым до тех пор, пока не заполнится водой четвертая цистерна и воздух вместе с газами оттуда не выйдет в центральный пост, а затем через люк наружу.
Подлодка <М-118> (командир лодки старший лейтенант Савин) проделали три рейса. Бойцы и командиры работали дни и ночи. Они сами грузили и выгружали боезапас, на переходе бдительно несли вахту и несмотря на большое напряжение сил, никаких жалоб на усталость не было. Обстановка в лодке была тяжелой. Пары бензина действовали настолько сильно, что люди теряли сознание, беспричинно смеялись и вели себя ненормально. Боцман не мог держать лодку на заданной глубине, рулевой - на заданном курсе. Лодку на переходах бомбили катера и авиация противника. Сброшено свыше 80 бомб. Особенно трудно было производить выгрузку, т. к. пристань непрерывно обстреливалась артогнем, работать приходилось все время под обстрелом.
2 июля вражеские самолеты бомбили Новороссийск. На месте стоянки лодок на воде горел соляр метровым слоем. Для выхода лодке пришлось разворачиваться в огне и проходить через огонь. Лодка этот маневр проделала хорошо и вышла из огня без вреда для людей и лодки. Личный состав во время походов действовал хорошо. Образцово показали себя: командир БЧ-5 старший инженер-лейтенант Панов, штурман лейтенант Шушаков, мотористы Колосовский, Слюсарь, Николаенко, радист Гончаров, главстаршина торпедист Барыкин, электрик Пилгуй, боцман Денисов и рулевой Власов. Хорошо работали секретарь парторганизации Колосовский, который очень внимательно направлял работу коммунистов и добился хороших результатов их работы. Колосовский проводил индивидуальную работу с теми товарищами, которым особенно нужна была помощь. Перед походом в Севастополь и по возвращении в Новороссийск военком 7-го дивизиона батальонный комиссар Никитин с личным составом проводил итоговые беседы.
Подлодка <Л-4> (командир капитан 3-го ранга Поляков, военком батальонный комиссар Атран) совершили 3 рейса. Перевезено 230 тонн боезапаса и продовольствия в Севастополь. Из Севастополя вывезено 236 человек. При переходах на лодку сброшено 84 глубинных бомбы. Переходы из Новороссийска в Севастополь и обратно совершались полными ходами. При погрузке в базе производилась зарядка батареи. Времени для переборки и ремонта механизмов не было. Имевшие место поломки механизмов личный состав быстро устранял, не останавливая дизелей, на ходу производил замену отдельных деталей. Особенно самоотверженно работали мотористы Волков, Поляков и командир отделения Литвинов. Хорошо работали механизмы трюмной группы, которые обслуживались командиром отделения Леснюшиным и краснофлотцем Григорьевым. Штурман Быков обеспечивал точное кораблевождение. Несмотря на то, что створные огни не горели, лодка точно проходила фарватер. На последнем походе в результате бомбежки на подлодке вышел из строя гирокомпас. Штурман Быков, пользуясь магнитным компасом, точно привел лодку в Новороссийск, а затем в Поти.
Подлодка <Л-24> (командир капитан 3-го ранга Апостолов, военком политрук Мамутов) совершила 4 рейса, доставив в Севастополь 205 т боезапаса, 109 т продовольствия и 98 т бензина. Вывезено из Севастополя 75 чел. Все переходы лодки Проходили при активном противодействии противника. В одном из переходов на лодку было сброшено 297 авиабомб. Несмотря на это, личный состав работал хорошо, обеспечивая выполнение поставленной боевой задачи. Подлодка брала в среднем около 80 т груза. Краснофлотцы и командиры без отдыха работали на погрузке и выгрузке грузов. Время погрузки они довели до 6-8 часов, а выгрузку производили в 2,5 часа. Особо отличились на этой работе лейтенант Потемкин, старший лейтенант Кузнецов, лейтенант Петренко, начальник санслужбы Литвиненко. Из младших командиров и краснофлотцев образцово работали Глазунов, Литвич, Коваленко, Любимов, Зарубин, Ибраимов, Хабаров, Красев, Дятел, Карпов, Шорников. Своей безупречной работой они увлекали за собой остальной личный состав.
Подлодка <Л-23> (командир капитан 3-го ранга Фартушный, военком батальонный комиссар Селезнев) совершила б рейсов. Перевезено свыше 600 т разного груза. Вывезено из Севастополя 229 чел. Лодка неоднократно подвергалась бомбардировке с воздуха, на нее было сброшено свыше 700 авиабомб. Только за один день 1 июля на лодку было сброшено 442 бомбы. Повреждений лодка не имела. Личный состав вел себя мужественно, работал безукоризненно. Особенно отличились товарищи Виноградов, Спайков, Горюнов, Бугайчук, Крисанов, Ковбаса, Плохой, Гуменюк, Пащупин, Шкуватов, Тарасов, Бондаревский и другие. Материальная часть работала безотказно. Командный состав хорошо организовал работу личного состава во время погрузок и выгрузок боезапаса и продовольствия, учил бойцов, как надо работать, чтобы отлично выполнить боевую задачу.
Подлодка <Д-5> (командир старший лейтенант Трофимов, военком старший политрук Дубина) совершила 3 рейса. Перевезено свыше 120 т разных грузов. Вывезено из Севастополя 178 чел. Противник неоднократно бомбил лодку, сбросив на нее свыше 200 бомб. Личный состав работал исключительно организованно и добросовестно. Особо отличились на работе тов. Оглобля, Бониловский, Решетняк, Брозель, Тертышников, Степанов, Рудой, Шулимов, Савенков, Лебедев и другие. Материальная часть работала без перебоев. По независящей от личного состава причине вышло рулевое управление, лодка потеряла управление на 1,5 часа в ночное время. Старшина Помазов и командир отделения Татарников, пренебрегая опасностью для жизни, ликвидировали неисправность. 22 июня при всплытии на корме и на винтах обнаружили противолодочную сеть, которую обрубили и корму освободили, но одна линия вала не работала. Старшина Помазов и краснофлотец Сластин в эпроновских костюмах проработали под водой 2 часа и полностью освободили винт от противолодочной сети. Образцово работали радисты Тертышников и Романчук.
Подлодка <С-31> (командир капитан-лейтенант Белоруков, военком старший политрук Замятин) совершила 5 рейсов. Перевезено 224 т разных грузов и 45 т бензина. Вывезено из Севастополя 67 чел. Противник обстреливал лодку из пулеметов и сбрасывал обломки рельс. Личный состав работал хорошо.
Подлодка <Щ-205> (командир капитан 3 ранга Сухомлинов, военком политрук Захаров) совершила один рейс, перебросив в Севастополь 48 т груза, а оттуда взял 51 чел. Противником на лодку сброшено более 40 авиабомб. В результате бомбардировки заклинило кормовые горизонтальные рули. Эта неисправность была быстро устранена. При погрузках и выгрузках хорошо работали товарищи Щукин, Корчевный, Голубничий, Сальников и другие. Из командного состава образцово работали помощник командира Матвеев, штурман Костромов и командир БЧ-5 Лукьянов.
Подводная лодка <А-4> (командир капитан-лейтенант Трофимчук, военком политрук Рябиков) за три рейса перевезла свыше 30 т разного груза, из Севастополя вывезено 34 раненых бойцов. Лодка четыре раза подвергалась атакам самолетов противника. На траверзе Херсонесского маяка торпедный катер противника выпустил по лодке 2 торпеды, которые прошли по носу. Лодка погрузилась. Катер сбросил на нее две глубинные бомбы. Переход происходил в штурмовых условиях. Личный состав лодки во время переходов заботливо ухаживал за ранеными товарищами, которые по прибытии в Новороссийск благодарили краснофлотцев за оказанное внимание и заботу.
Подводная лодка <А-2> (командовали во время похода командир 6-го дивизиона капитан 3 ранга Гуз и военком политрук Чулочников) совершила один поход. Перевезено 15,5 т груза. 1 июля, подойдя к фарватеру, лодка подверглась сильной бомбежке катеров и авиации противника. На лодку сброшено около 200 бомб. До 22 часов в фарватер лодка войти не могла. С наступлением темноты начали зарядку батареи. Заряжались всю ночь. Подлодке по радио было передано приказание штаба- <Груз выбросить в море и идти в Севастополь за людьми>. Груз выбросили, вытаскивая ящики по 75 кг через один рубочный люк. Военком Чулочников разъяснил личному составу обстановку и новую задачу, которую должен решить экипаж подводной лодки, призвал мужественно встретить трудности и опасность. Все краснофлотцы, понимая исключительную важность задачи, работали не покладая рук, не считаясь ни с чем. Вошли в фарватер, а затем в Херсонесскую бухту. На берегу шла стрельба, виднелись пожары. Подошли на 1,5-2 кабельтовых к берегу. Вскоре к лодке подошла шлюпка, в которой было 9 чел. гвардейцев зенитного полка, ожидавших прихода ПЛ. Лодка вышла из бухты на фарватер, где она подверглась сильной бомбардировке. 5 июля лодка благополучно прибыла в Новороссийск, отлично выполнив боевую задачу.
Подводная лодка <М-112> (командир старший лейтенант Хаханов) совершила два рейса. Перевезено в Севастополь 20,5 т груза, вывезено 18 чел. бойцов, женщин и детей. На обратном пути, при выходе из Стрелецкой бухты, лодку атаковал самолет противника, который выпустил торпеду. Четыре часа подряд лодка находилась под бомбежкой авиации противника. Личный состав первый раз испытывал интенсивную бомбардировку, но вел себя мужественно и спокойно.
Подводная лодка <Щ-209> (командир капитан-лейтенант Иванов, военком старший политрук Гришин) совершила два рейса в Севастополь. Перевезено 65 т разных грузов и вывезено из Севастополя 106 чел. Выполнение боевой задачи проходило в сложных условиях. Во время второго рейса лодка вошла в бухту под артиллерийским обстрелом и бомбежкой авиацией противника. На обратном пути в Новороссийск подлодка два дня подвергалась непрерывным бомбардировкам авиации и катеров противника. Личный состав лодки работал самоотверженно. Командный состав работал образцово, он учил краснофлотцев показом и личным примером, как нужно выполнять боевую задачу. Лодка нуждалась в срочном и неотложном ремонте. Командиры и краснофлотцы своим честным и добросовестным отношением к делу обеспечили безотказную работу механизмов. Особенно отличились на работе в походе ст. лейтенант Елисеев, ст. лейтенант Островский, ст. лейтенант Поползухин; они показали образцы смелости, мужества и хладнокровия. Бдительно и грамотно они несли вахту, умело организовывали работу личного состава. Командир БЧ-5 Лысенко хорошо руководил личным составом, проявлял заботу о подчиненных и обеспечил бесперебойную работу всех механизмов. Из младших командиров и краснофлотцев особенно отличились: тов. Долоскалов, Костенко, Макаров, Сухоруков, Бойко, Кутяков, Худосов.

Партийно-политическая работа

Политработа во время этих операций была гибкой, конкретной и целеустремленной, отсутствовал шаблон и схематизм. Политработники оперативно и умело использовали обстановку и политическую работу не прекращали ни на одну минуту. Сложность плавания под непрерывным воздействием противника, огромная загрузка работой личного состава на походе позволяли проводить только индивидуальные и групповые (2-3 чел.) беседы накоротке. Опираясь на партийный и комсомольский актив, военкомы сумели мобилизовать личный состав на отличную работу при погрузке выгрузке и бдительное несение вахты на переходе морем. С этой целью разъяснялась обстановка на Черном море и положение в Севастополе. На переходе морем по радио принимались сводки Совинформбюро и через агитаторов доводились до всего личного состава.
Агитаторы подлодки <Л-4> проводили читки материалов из газет и короткие беседы по отсекам. Они разъясняли военно-политические итоги года Отечественной войны, прививали ненависть к фашистам.
На подлодке <Л-24> за время операций проведены беседы о положении на фронтах, о договоре с Англией и о бережном хранении грузов, перевозимых для защитников Севастополя.
На подлодке <Л-23> силами партийно-комсомольского актива и агитаторов проведено 19 бесед на темы: о первомайском приказе тов. Сталина, нота тов. Молотова, военно-политические итоги года войны, задачи личного состава в боевом походе. Во время стоянок в Новороссийске обстановка позволяла проводить политинформации для всего личного состава.
Военком подлодки <Л-4> тов. Атран проводил политинформации по таким вопросам: военно-политические итоги года Отечественной войны, итоги работы личного состава на переходе, положение в осажденном Севастополе.
Военкомы лодок собирали отдельно коммунистов и комсомольцев для подведения итогов похода, показа особо отличившихся и вскрытия недостатков в работе отдельных коммунистов и комсомольцев. На этих коротких совещаниях давались указания на очередной поход. После каждого похода выпускались боевые листки с показом хорошей работы лучших передовиков, а также с разбором недостатков, выявленных при выполнении боевого задания. Проведенная партийно-политическая работа мобилизовала личный состав и обеспечила успешное проведение операций. Обо всем этом мне сообщили начальники политотделов 2-й и 1-й бригад ПЛ Черноморского флота. Как видно из вышеизложенного, подводниками Черноморского флота проделана огромная работа по выполнению исключительно важной, ответственной боевой задачи. Несмотря на исключительно большое физическое напряжение личного состава, непрерывные налеты вражеской авиации, крайне тяжелые условия в пути следования, влияния паров бензина и другие трудности - подводникичерноморцы с честью выполнили поставленную перед ними задачу по обеспечению боезапасом, горючим и продовольствием осажденного врагом города Севастополя. Личный состав подлодок, сознавая настоятельную необходимость переброски грузов в Севастополь, выжал из техники лодки все, что только она могла дать.
Стойкость и мужество, отличное военное мастерство командиров и краснофлотцев подводных лодок обеспечили успешное решение боевой задачи.
Безпримерная стойкость, мужество и отвага были проявлены героическим старшиной группы тов. Пустовойтенко, проявившим изумительную физическую и моральную силу.
С настоящим ознакомить командиров, комиссаров и начальников политотделов соединений флота и весь начальствующий состав подводных лодок.


Начальник Главного политического управления РКВМФ армейский комиссар 2 ранга РОГОВ
ОЦВМА, ф.'243, д. 23624, л. 166-174. Типографский оттиск.


С уважением, Владимир
_________________


А вот хрен им, а не Россия, даже если по нас пройдут (с.)
И.Кошкин "Когда горела броня"
submariner
Младший лейтенант
Младший лейтенант




Пришёл: 30.09.2006
Сообщения: 537
Откуда: Петроград
Личное сообщение
Профиль      

Прямая ссылка на это сообщение Ср, 16.04.2008, 04:08             цитировать    

Я только уточнить хотел: а разве у "малютки" было много отсеков? Ты не напутал? Не, я не настаиваю, но, вроде, максимум 3...(М-32)
Савилов В.Н.
Адмирал
Адмирал




Пришёл: 15.02.2005
Сообщения: 4856
Откуда: Севастополь
Личное сообщение
Профиль      

Прямая ссылка на это сообщение Ср, 16.04.2008, 04:11             цитировать    

submariner писал(а):
Я только уточнить хотел: а разве у "малютки" было много отсеков? Ты не напутал? Не, я не настаиваю, но, вроде, максимум 3...(М-32)


Не знаю, я флотофоб Smile Как было в тексте, так и написал.

С уважением, Владимир
_________________


А вот хрен им, а не Россия, даже если по нас пройдут (с.)
И.Кошкин "Когда горела броня"
foster
Старший мичман
Старший мичман




Пришёл: 02.04.2004
Сообщения: 413

Личное сообщение
Профиль      

Прямая ссылка на это сообщение Ср, 16.04.2008, 05:40             цитировать    

А каким образом бензин из балластной цистерны попадает в т.с. обитаемые отсеки лодки?
_________________
foster
submariner
Младший лейтенант
Младший лейтенант




Пришёл: 30.09.2006
Сообщения: 537
Откуда: Петроград
Личное сообщение
Профиль      

Прямая ссылка на это сообщение Чт, 17.04.2008, 06:56             цитировать    

Чего это ты флотофоб?

Я не заметил, что как автор указан начальник ПОЛИТУПРАВЛЕНИЯ... Всё ясно!
navigator
Старшина 1-й статьи
Старшина 1-й статьи




Пришёл: 13.11.2007
Сообщения: 197

Личное сообщение
Профиль      

Прямая ссылка на это сообщение Чт, 17.04.2008, 07:37             цитировать    

foster писал(а):
А каким образом бензин из балластной цистерны попадает в т.с. обитаемые отсеки лодки?


по тексту вроде так:
"при погружении для дифферентов и заполнения 4-й баластной цистерны пары бензина из этой цистерны выходили внутрь лодки (наружной вентиляции цистерна № 4 не имеет"
Савилов В.Н.
Адмирал
Адмирал




Пришёл: 15.02.2005
Сообщения: 4856
Откуда: Севастополь
Личное сообщение
Профиль      

Прямая ссылка на это сообщение Чт, 13.11.2008, 08:42             цитировать    

Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. Черноморский флот
Автор: Мирослав Морозов
Издательство: Стратегия КМ
Год: 2003
Страниц: 96
Формат: pdf в rar с % восстановления
Размер: 28.86 Мб
Качество: Хорошее
Серия или Выпуск: БИБЛИОТЕКА "ФРОНТОВОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ"

Скачать - http://rapidshare.com/files/45820515/bibl_fi_02_chernflot.rar

С уважением, Владимир
_________________


А вот хрен им, а не Россия, даже если по нас пройдут (с.)
И.Кошкин "Когда горела броня"
Показать сообщения:   
Создать     Ответить на тему    Список форумов Севастополь.ws -> Страницы истории Часовой пояс: GMT + 2
На страницу Пред.  1, 2, 3
Страница 3 из 3

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001-2008 phpBB Group

© 1997-2008, Sevastopol.ws
Executed in 0.085 sec, 24 queries