Sevastopol.ws

Александр Алексеевич Ханжонков

8 августа 2007 г. 09:28

130 лет назад (1877) родился Александр Алексеевич , кинодеятель, предприниматель, организатор и руководитель первого крупного российского кинопредприятия

Александр Ханжонков родился на Дону, в семье отставного казачьего офицера, обедневшего помещика.

В 1896 году окончил юнкерское училище, в возрасте 20-ти лет произведен в офицеры, в 1906 году вышел в отставку.

Увлечение Ханжонкова киноискусством началось еще с 1896 года, когда его сводный брат приобрел в Париже кинопроекционный аппарат с коллекцией фильмов. В 1906 году в Москве Ханжонков открыл первую российскую контору по прокату фильмов, в 1907 году основал фирму «Ханжонков и К», которая стала заниматься производством первых русских картин. Сначала это были документальные ленты, выезды императорской семьи, военные парады; затем художественные фильмы, которые представляли собой движущиеся иллюстрации к известным литературным произведениям. Ханжонков приглашал к сотрудничеству выдающихся деятелей искусства, для него писал сценарии сам Лев Толстой. В его картинах снимались звезды - Иван Мозжухин, Вера Холодная, Михаил Чехов, Александр Вертинский и даже прославленный оперный бас Федор Шаляпин. Публика с восторгом принимала мастерски снятые картины: «Боярин Орша», «Ванька-ключник», «Мазепа».

В 1910 году на кинофабрике Ханжонкова начали снимать и научно-популярные фильмы. Для работы над такими фильмами на киностудии был создан специальный научный отдел. В 1911 году на студии Ханжонкова был снят фильм «Оборона Севастополя» о событиях Крымской войны 1853-1856 годов. Фильм стал настоящей сенсацией: игровые эпизоды чередовались в нем с документальными кадрами военных действий, а актеры появлялись на экране вместе с оставшимися в живых ветеранами войны. Кроме того, это был первый полнометражный фильм, снятый в России - он длился 1 час 40 минут.

На студии Ханжонкова был снят и первый фильм совместного производства - российско-итальянская картина «Кабирия» по сценарию популярного тогда итальянского поэта Габриэля д`Аннунцио. Фильм получил признание не только в России, но и в Европе. В 1911 году «Торговый дом А.Ханжонкова» был преобразован в «Акционерное общество А.Ханжонкова». Ханжонков расширяет материально-техническую базу, превращает свое «Акционерное общество» в одно из самых совершенных в мировом кинопроизводстве, его фирма становится единоличным лидером в России по производству картин и их качеству.

В 1912 году Ханжонков создал объединение кинопроизводителей, которое стало прообразом нынешнего Союза кинематографистов России, и начал издание популярных журналов, в которых печатались киносценарии. В ноябре 1913 года Ханжонков открыл первый в Москве «электротеатр», потеснив тем самым зарубежных конкурентов. На открытии была показана двухчасовая программа из картин, снятых фирмой Ханжонкова в 1908-1913 годах. Его кинотеатр «Пегас» был рассчитан на полторы тысячи мест и должен был стать самым большим в Европе, но из-за разногласий с землевладельцем Ханжонков вынужден был построить только половину здания с непропорционально длинным зрительным залом. Но даже в таком виде кинотеатр Ханжонкова стал самым большим в России.

После революции Ханжонков эмигрировал в Австрию, где начал финансировать исследования по созданию звукового кино, но через несколько лет по личному приглашению наркома просвещения Луначарского вернулся на родину и принял участие в создании советского кинематографа. Ханжонков работал консультантом «Госкино», заведующим производством «Пролеткино», но по болезни был вынужден уйти на пенсию. В 1937 году вышла его книга «Первые годы русской кинематографии». Вскоре Ханжонков вообще оказался не у дел. После его смерти 26 сентября 1945 года о нем вообще постарались забыть. Созданный им кинотеатр «Пегас» был переименован в кинотеатр «Москва», а картины Ханжонкова названы «упадническими» и «буржуазными». Только в годы перестройки о выдающемся кинодеятеле вспомнили вновь.

В 1991 году в бывшем кинотеатре «Москва» был открыт Киновидеоцентр национальных кинематографий Союза кинематографистов («Дом Ханжонкова»). Бывший в советское время рядовым кинотеатром, этот зал превратился в крупный культурный центр Москвы. Сейчас «Дом Ханжонкова» - уникальный фестивальный центр, который продолжает просветительские традиции Ханжонкова, человека, который создавал отечественную киноиндустрию.