Sevastopol.ws - вне границ, времени, расстояний...  Севастопольцам и гостям города...  Подземный Севастополь  Фотогалереи  Форумы  Страницы истории
     Информация о проекте
     Реклама у нас
     Обратная связь
 сделать стартовой  СЕВАСТОПОЛЬ  ПОДЗЕМНОСТИ  ФОТОГАЛЕРЕИ  ФОРУМ  ИСТОРИЯ
 НАВИГАТОР
  
     Крым в составе Российской империи
    Новейшая история
    Форум
     Галереи
 ПОИСК
 расширенный поиск
 Городские новости
 4 ноября, 12:53
z

14 июня, 12:17
По Крымскому мосту прошёл первый железнодорожный состав

21 марта, 09:03
Пятилетие Русской весны в Севастополе

10 августа, 09:18
Нужны ли Севастополю дети?

18 июля, 07:38
Рабочие военного завода в Севастополе требуют отменить пенсионную реформу



 Вход для пользователей
Логин:

Пароль:




История >> Крым в составе Российской империи >> Крымская война 1853-1856 гг. >> Roger Fenton




Roger Fenton


Роджер Фентон - личный фотограф королевы Виктории, первый военный корреспондент - стал известен благодаря своей серии из 360 работ с Крымской войны. Несправедливо, но Фентона ассоциируют в основном с его Крымскими фотографиями. Последние составляют незначительную часть его многообразного творчества и затеняют огромный вклад Фентона в продвижении фотографии как искусства.

Фентону повезло родиться в состоятельной семье. Его отец владел крупной хлопко-прядильной фабрикой и обладал значительным состоянием. Предполагали, что Роджер после окончания университета, присоединиться к бизнесу отца. Вместо этого, Фентон-младший увлекся живописью и поступил в парижскую художественную школу Поля Д'ляроша. Не проявив особых успехов как живописец, Роджер вернулся в Лондон в 1844 году и приступил к изучению закона. По приезду в Англию Фентон знакомится с процессом калотипии (*) и делает свои первые фотографии. В 1847 году Роджер Фентон вместе с другими фотографами открывает "Calotype Club" - первый фотографический клуб в Англии.

Январь 1851 - Фентон снова в Париже. Он впечатлен свободой, которую получили французские фотографы, использующие процесс дагерротипа (**). В Англии продвижение последнего было затруднено из-за требований Тальбота, технологию которого патентовал Фентон.

В 1852 году Фентон посетил Россию. Его ранние серии фотографий с видами России одни из первых были замечены в Англии и принесли фотографу быструю известность.

Вернувшись в Англию, Роджер Фентон выступает с инициативой формирования Фотографического общества, и 10 января 1853 года открытие состоялось. Фентон был его секретарем на протяжении 3 х лет. Теперь это Королевское фотографическое общество. В этом же году мастер делает первые фотографии королевы Виктории, а также ее семьи, и становиться официальным фотографом при Британском музее, а так же личным фотографом королевы Виктории.

Крымская война (1853-56 гг.) была одной из многих между Россией и Турцией, но, на сей раз, в военные действия были вовлечены Англия и Франция. До середины XIX века европейское общество слабо представляло себе, что творится на передовой во время боевых действий. Первой войной, правда о которой дошла до широкой публики, стала Крымская. Тогда к английским войскам впервые были прикомандированы репортеры лондонских газет, самым наблюдательным, честным и талантливым из которых оказался корреспондент Times Уильям Говард Рассел. И тогда же публика впервые увидела изображения войны, полученные новоизобретенным способом фотографии. Их автором был Роджер Фентон. Но вот что интересно: если настроенный критически Рассел в своих корреспонденциях описывал тяготы солдатской окопной жизни и ошибки командования, то Фентон был послан в Крым по настоянию принца-консорта Альберта именно для того, чтобы представить английскому общественному мнению позитивный образ войны и рассказать об успехах союзных сил. Британская армия не могла выглядеть агрессором. Поэтому Фентон не снимал разрушения, оставленные в результате боевых действий. Вместо этого он фотографировал лагерные стоянки, железнодорожный ярд, окопы и батареи, а так же различные группы солдат и чиновников. Фотограф запечатлел панорамы окрестностей Севастополя, Балаклаву, суда на рейде. Война получилась похожей на прогулку британской армии на крымский пикник.

Была еще одна причина такого одностороннего представления войны. Дело в том, что экспедиция Фентона финансировалась газетным издателем Томасом Агню, который в свою очередь, рассчитывал коммерчески использовать полученный фотоматериал. На рынке не пользовались спросом виды изуродованных трупов и кровавые батальные сцены. На многих его фотографиях можно увидеть чиновников, что, возможно, является признаком его делового отношения. Если быть честным по отношению к Фентону, то он часто чувствовал себя обязанным фотографировать их:

"Если я откажусь их снимать", жаловался он, "у меня не будет никакой возможности передвигать фургон с одного места на другое".

И наконец, запечатлеть ужасы войны ему помешала не только лояльность, но и примитивность технологии: снимок требовал продолжительной экспозиции, а стало быть, неподвижности объекта, поэтому запечатлеть боевую схватку Фентон не мог при всем желании. Несмотря на несовершенство фототехники того времени, на ограничения, накладываемые политической обстановкой, а так же элементарную неустроенность (Фентон передвигался в винном фургоне, переоборудованном в лабораторию), снимки художника наполнены искренней человеческой теплотой. В лекциях в Фотографическом Обществе Фентон так описывает работу в лаборатории:

"Хотя он (фургон) был окрашен снаружи в светлый цвет, в нем к полудню было настолько жарко, что можно было обжечь руку при прикосновении. Как только дверь закрывалась и начиналась подготовка пластины, пот выступал из каждой поры. Чувство облегчения было огромным при появлении малейшей возможности открыть дверь и вдохнуть, пусть даже и горячий, снаружи воздух".

А так он описывает свои "сражения" в Крымской компании:

"Именно в это время, началось нашествие мух. Перед подготовкой пластины первое, что необходимо было сделать - это отвоевать у них жизненное пространство. После битвы полотенцами и носовыми платками и изгнания непрошенных гостей, в момент, когда последняя вылетала, дверь необходимо было закрыть из-за опасности нового нашествия мух. Потом, необходимо было выждать некоторое время, чтобы поднятая пыль осела и можно было приступать к покрытию пластины…"

С приходом лета фотореактив становился настолько горячим, что фотограф с трудом мог помещать в его свои руки. Фентон вынужден был начинать свою работу все раньше день ото дня. Многие из его работ сделаны до 7 часов утра.

В июне 1855 года, после 3-х месячного пребывания на фронте, Фентон не смог больше продолжать свою деятельность и возвратился домой. Его здоровье пошатнулось после перенесенной холеры, а также после потери многих друзей на поле битвы. Его место занял Джеймс Робертсон. С именем последнего связаны первые видовые съемки разрушенного войной Севастополя. Работы Робертсона вошли в альбом фототипий "Севастополь в 1855-1856 гг.", изданный в 1893 г. в Москве в фототипии "Шерер, Набгольц и Ко"

По возвращению в Англию Фентон был вызван королевой Викторией с полным отчетом о своей поездке. Вкупе с откровенными репортажами Рассела, фотографии Фентона произвели неотразимый эффект не только на Королеву, но и на европейскую публику, после наполеоновских войн совершенно отвыкшую от кровопролития. Результатом этого потрясения стало учреждение Международного общества Красного Креста и подписание в 1864 году Женевской конвенции об оказании помощи больным и раненым на войне. Когда королева осуществляла официальный визит в Париж в августе того же года, она взяла с собой 20 фотографий Фентона, чтобы показать Наполеону. В скором времени Фентон получил приглашение Наполеона. В Париже он представил полное собрание своих крымских фотографий (около 360 работ). Фотографии крымской экспедиции Фентона часто демонстрировались в конце 1855 - в начале 1856 гг. Они были так же изданы в виде гравюр в "Illustrated London News". Несмотря на широкую публикацию и большой успех, коммерческая сторона проекта оставляла желать лучшего. Публика не желала приобретать увековеченные в фото моменты сомнительной военной компании, сам факт которой так хотелось забыть. Другая причина плохих продаж крылась в недостатках фотографий полученных способом дагеротипии - изображения на пластинах быстро блекли. Сам Фентон в значительной мере был обеспокоен недолговечностью изображений, притом возглавляемое им Фотографическое общество по иронии судьбы носило название "Fading Committee" (Исчезающий комитет). Томас Агню понес убытки.

Несмотря на столь короткий (всего 11 лет) творческий период, Фентон оставил большое количество работ. Среди которых пейзажи, натюрморты, архитектурные исследования, портретная живопись, исследования восточного костюма. По неясным причинам Фентон оставил фотографию и в 1861 году вернулся к юриспруденции. Возможно, это шаг был протестом против коммерциализации фотографии.

Вероятно, перенесенная холера была причиной ранней смерти фотографа. Роджер Фентон ушел из жизни в возрасте 49 лет. Боле 600 работ фотохудожника в настоящее время хранится в Королевском Фотографическом Обществе - это наиболее полный архив Роджера Фентона.

* В 1841 Вильям Фокс Генри Тальбот (William Fox Talbot) изобрел калотипию, где впервые был реализован двухступенчатый негативно-позитивный процесс, дающий возможность размножать фотографии. В качестве носителя изображения Тальбот использовал бумагу, пропитанную хлористым серебром. Тальбот получил первый в мире негатив. Калотипия и является прообразом современной фотографии.

** В 1839 году француз Луи-Жак Манде Дагер (Jacques Daguerre) изобрел способ получения изображения на медной пластине, покрытой серебром. После тридцатиминутного экспонирования Дагер перенес пластину в темную комнату и какое-то время держал ее над парами нагретой ртути. В качестве закрепителя изображения Дагер использовал поваренную соль. Снимок получился довольно высокого качества - хорошо проработанные детали, как в светах, так и в тенях. Свой способ получения фотографического изображения Дагер назвал дагеротипия.

В историческом разделе www.sevastopol.ws представлено 262 работы Роджера Фентона. Фотографии взяты из библиотеки Конгресса США.

 О разделе

Севастополь от древнейших времен до наших дней. Исторические факты известные и нет, личности и события - всё, что осталось в памяти благодарных потомков.

 Наш опрос
Как вы оцениваете изменения в благоустройстве и градостроительсве Севастополя за последние 5 лет?





Отдано 88 голосов
Реклама у нас
Информация о проекте
© 1997-2024, Sevastopol.ws. Любая перепечатка без ссылки на сайт и коммерческое
использование материалов сайта без разрешения авторов запрещены.
Дизайн: MadWasp
Кодинг: Basil
Executed in 0.090 sec, 51 queries